Михаил Кальницкий (mik_kiev) wrote,
Михаил Кальницкий
mik_kiev

Протока, ставшая озером



Выдубицкое озеро занимает заметное место среди киевских водоемов. Оно просматривается с Днепра (к которому непосредственно примыкает) и из Центрального ботанического сада, с моста Патона и с железнодорожного моста. Площадь его водного зеркала – примерно 10 га.

О происхождении озера энциклопедический справочник «Киев» сообщает: «Образовалось в 1845 после большого наводнения». Но, как оказалось, эта информация ни на чем не основана. На самом деле Выдубицкое озеро создано не природными процессами, а человеческими руками.


Для начала вспомним, что в достаточно давние времена Днепр протекал под самой возвышенностью, на которой теперь расположен Центральный ботанический сад. Выдубицкий монастырь стоял практически над водой. Течение подмывало берег, и для защиты первого соборного храма монастыря – Михайловского (XI в.) – мастер Петр-Милонег соорудил в 1199–1200 годах грандиозную подпорную стену. По тем временам это было чудо строительной техники, и летописец говорил об этой стене: «О ней же мнозе недерзнута помыслити от древних». По случаю окончания работ в сентябре 1200 года заказчик – князь Рюрик Ростиславович – «сотвори пир не мал и трапезу со приготовлением».


Мемориальная доска в честь Петра-Милонега на стене Михайловского храма (1983)

Правда, в дальнейшем это киевское чудо все же не уберегло храм от разрушения. Где-то в середине XVI века, вследствие длительного упадка обители и непринятия должных мер, речной поток сделал свое дело: оползень увлек за собой восточную часть Михайловского Выдубицкого собора. Потом к его уцелевшему западному объему пристроили новую алтарную стену, и теперь храм существует в значительно уменьшенных, по сравнению с древностью, размерах. А от стены Петра-Милонега остались только летописные воспоминания.


Михайловский храм Выдубицкого монастыря; пристроенная алтарная стена выделена белой штукатуркой

Днепр протекал непосредственно под Выдубицким монастырем вплоть до XIX столетия. Со временем, однако, режим течения менялся. Так, на плане 1750 года под монастырским берегом стремится основной речной поток.


План Киева 1750 г. Фрагмент

А без малого век спустя, на плане 1843 года, главное течение сместилось к середине реки. К монастырю же примыкает протока-«старик», оставшаяся от прежнего направления Днепра, но вследствие наносов ставшая непригодной для судоходства.


План Киева 1843 г. Фрагмент. На обоих планах справа видна так называемая «Наводницкая переправа» – наплавной сезонный мост в районе нынешнего моста Патона

О подобных процессах известный гидролог, строитель Киевской гавани инженер Николай Максимович писал в конце XIX века: "Днепр, приближаясь к Киеву, делает по направлению к городу значительную излучину, несовпадающую с кратчайшим направлением весенних струй, могущих свободно направляться по широкой долине разлива левого берега… Это обстоятельство, при весьма слабых свойствах и легкой размываемости песчаного ложа и берегов реки, способствовало образованию боковых рукавов, а вместе с тем изменчивости и непостоянству течения реки близ г. Киева".

На плане хорошо видно, что прямо перед монастырем был остров. Он состоял, как и прилегающее ложе реки, из кварцевых мелкозернистых аллювиальных песков. Остров принадлежал обители, оставаясь ее собственностью даже после секуляризации монастырских земель 1786 года. Его контур, в результате «работы» речного течения, менялся; паводки полностью накрывали его. Естественно, капитальных строений тут не было. Монастырь использовал территорию острова как заливные луга, место рыбной ловли и выращивания ивовой лозы (украинский «верболоз»), которую широко применяли для кустарных промыслов. Эти живописные места посещали любители красивых пейзажей; в 1844 году здесь побывал Тарас Шевченко, сделавший в районе Выдубичей несколько рисунков.


Тарас Шевченко. В Киеве. Офорт. 1844 г.

Но вот в конце 1866 года произошло событие, ставшее причиной крутых перемен в судьбе монастырского острова. Царь Александр II утвердил концессию на линию Киево-Курской железной дороги. Речь шла о прокладке путем частного инвестирования отрезка железной дороги длиной 438 верст от станции Курск Московско-Курской железной дороги до станции Киев Киево-Балтской железной дороги и дальнейшей эксплуатации этого отрезка. Один из пунктов концессионного договора гласил: «Учредители пользуются, при сооружении дороги, всеми правами, государственным работам присвоенными, в том числе и правом законного отчуждения и занятия частных земель и зданий, необходимых под дорогу и ее принадлежности».

Едва ли не сложнейшей технической проблемой, которая предстала перед строителями железной дороги, было преодоление значительного водного препятствия – Днепра. В районе Киева железная дорога проходила вдоль реки Лыбедь, поэтому оптимальное местоположение переезда определили ниже Выдубицкого урочища, у нижнего течения Лыбеди. Длина нового моста должна была составить 1068 м – на то время крупнейшее подобное сооружение в Европе. В 1867 году концессионеры привлекли к проектированию и строительству довольно молодого, талантливого и энергичного военного инженер-капитана Аманда Егоровича Струве, будущего устроителя киевского водопровода и трамвая.


Аманд Струве

Для обустройства мастерских и других вспомогательных служб на время возведения моста строители использовали остров у Выдубичей. Три с лишним десятины островной земли, непосредственно лежащие на трассе железной дороги, компания-строитель приобрела в собственность за смешную цену – 10 руб. за 1 десятину (1 дес. = 1,09 га), заплатив аж 33 руб. 51 1/4 коп. Остальную часть острова (порядка 60 десятин) Струве взял в аренду под складирование стройматериалов с уплатой по 100 руб. в год, причем выговорил право беспрепятственно уничтожать плантации лозы для строительных надобностей. Соответствующий договор подписали в июне 1867 года настоятель Выдубицкого монастыря архимандрит Вениамин и поверенный Струве – инженер Роберт Лиандр.

Чтобы обезопасить строительную площадку от капризов днепровского течения, Струве перекрыл верхнюю часть протоки «Старик» специальной струеотводной дамбой, которая соединила северный конец острова с киевским берегом. Посередине протоки была устроена другая дамба, по которой пролегла железная дорога. Между двумя искусственными сооружениями образовалось закрытое водохранилище. Таким вот образом и возникло Выдубицкое озеро.


План землевладений в районе Выдубичей, 1873 г. Фрагмент

Работы закипели. Между тем в монастыре сменилось начальство; настоятелем стал архимандрит Иринарх. Он был убежден, что его предшественник взял со строителей несообразно малую плату за купленную и арендованную часть острова. Эта убежденность основывалась и на том, что в том же 1867 году компания Курско-Киевской дороги купила у Киево-Печерской лавры участок под Лысой горой возле лаврского кирпичного завода, заплатив за каждую десятину около 7 тысяч рублей! Даже с учетом возможных затоплений острова цены были явно несоизмеримы. Поэтому Иринарх решил больше не спускать руководству железной дороги ни единого гроша. Когда настоятель увидел, что строители используют для земляных работ береговой грунт из монастырской усадьбы, он тут же направил инженер-капитану Струве ультиматум: «Киево-Выдубицкий Монастырь имеет честь предупредить Ваше Высокоблагородие, что, после сделанных от Вашей компании съемок земли в монастырской черте по берегу р. Днепра, не может долее дозволить Вам брать ни одного аршина земли, как в нагорной части, так и на дороге, ведущей в город. Если же Компании железной дороги предстоит крайняя необходимость в дальнейшей съемке монастырской земли для насыпи, то в таком случае благоволите выслать от себя доверенное лицо для объяснения и соглашения с монастырем по сему предмету, так как земля, подходящая теперь к съемке, составляет сокровище для монастыря, которое, утеряв раз, мы не в состоянии будем никогда добыть в другом». Вследствие такого демарша железнодорожная компания вынуждена была уплатить монастырю 1000 руб. компенсации за право снятия земли и проведения взрывных работ.

Струеотводную дамбу соорудили к весне 1868-го; в апреле того же года она благополучно выдержала разлив Днепра.

А в феврале 1870 года новый металлический 12-пролетный железнодорожный мост через Днепр был успешно испытан, освящен и принят в эксплуатацию. Пресса писала, что «Струве, по общему признанию, воздвиг себе вековечный памятник этим сооружением, и имя его не забудется в истории Киева и Юго-Западного края».


Железнодорожный мост через Днепр у Киева. Изображение 1870-х гг.

В дальнейшем контуры образовавшегося озера и прилегающей части берега продолжали формироваться. Территория бывшего острова севернее струеотводной дамбы была смыта днепровским течением до самой линии дамбы.


План земель Выдубицкого монастыря, 1887 г. Фрагмент. Смытая часть острова показана как заштрихованная слева вверху

Часть бывшей протоки, оставшуюся южнее моста, начали постепенно закрывать наносы. Южная оконечность острова сомкнулась с берегом, и образовалось еще одно внутреннее озеро.


План Киева 1890 г. Фрагмент

На дороге от Наводницкой переправы к монастырю появилось несколько небольших жилых сооружений. Возможно, это были рыбацкие хижины: озеро и прилегающий берег оставались привлекательным местом для рыбаков.


Выдубицкий монастырь со стороны озера. Фото 1880-х гг.

Южная часть бывшего острова в 1890-х годах была преобразована в грузовую пристань. После продолжительного торга монастырь продал эту землю транспортному ведомству (взяв за 51 2/3 десятины пристойную сумму 46,5 тысяч руб.). К пристани проложили специальные железнодорожные пути, отчасти засыпав южное озеро.


План Киева 1903 г. Фрагмент. Слева показаны железнодорожные пути к грузовой пристани

Во время Первой мировой войны почти на месте современного моста Патона был устроен временный деревянный (с металлическим пролетом) Стратегический мост; в те же годы проложили проезжую дорогу по направлению нынешнего Надднепрянского шоссе. Крупнейшие паводки все же захлестывали Выдубицкое озеро, так что его контуры продолжали постепенно «уточняться».


Немецкий план Киева 1918 г. Фрагмент. Деревянный мост показан как «zerstört» (разрушенный)

В 1920-м году поляки, отступая, подорвали пролет Железнодорожного моста. В советское время его восстановили. Восстановили и деревянный автомобильный мост, а незадолго до войны начали строить новый, капитальный, опоры которого использовали уже в послевоенные годы для моста Патона. Однако для Железнодорожного моста, возведенного Амандом Струве, годы войны оказались роковыми. От него остались разрушенные опоры и покореженные металлические конструкции. Пришлось строить на той же трассе совсем новый мост.


Руины Железнодорожного моста. Фото 1943 г.

Пока сооружали новые мосты, в районе Выдубицкого озера, понятное дело, работали мостостроители. Но вот работы закончились, и озеро обрело прежний пустынный, патриархальный вид. Вокруг него проложили пешеходные дорожки.


Выдубицкое озеро и монастырь. Фото 1960 г.

С внешней стороны дамбы устроили дебаркадер пристани речных теплоходов «Славутич». Неподалеку появились служебные сооружения береговой насосной станции. А озерцо южнее железнодорожного моста уступило место промзоне.

Между тем киевляне все больше и больше увлекались аматорским судовождением и рыбной ловлей на Днепре. В бухточке севернее Выдубецкого озера, чуть ниже моста Патона, образовалась целая база «флотилии» рыболовов-любителей.


Боны рыбачьего причала у моста Патона. Фото 1960 г.

Когда же был реализован так называемый «Днепровский энергетический каскад» (Киевская, Каневская, Кременчугская ГЭС) и уровень реки в районе Киева стал регулируемым, появилась возможность стационарного освоения Выдубицкого озера. И вот в начале 1966 года горисполком отвел акваторию озера и прилегающую к ней территорию (всего около 26 га) Управлению бытового обслуживания «для влаштування стоянки моточовнів». Вскоре было выдано АПЗ на проектирование, на основании которого институт УКРГИПРОРЕЧТРАНС разработал проект пристани.


«Водно-моторная пристань на Выдубицком озере. План образования территории и акватории. Работы 1-й очереди». 1967 г.

Проектом предусматривались, в частности, административное помещение, посты дежурных, спасательная станция, типовое кафе, санузлы. Важной частью комплекса была зона зимнего отстоя судов, рассчитанная на 2200 единиц. Проект специально предусмотрел схему подъема лодок для переноса к месту отстоя.


Технологическая схема подъема лодок. 1967 г.

В ходе реализации проекта был создан водный комплекс, известный под названием «РОП-1» (ремонтно-отстойный пункт). Правда, в силу ограниченного бюджетного финансирования не все, что предусматривал проект, удалось осуществить. Благоустройство прилегающей к акватории местности было (и остается) весьма скромным.



Зато сама картина озерной глади, расчерченной многочисленными бонами с множеством «единиц маломерного флота», оказалась довольно эффектной.


Фото Николая Козловского, 1970-е гг.

Озеро составляет неотъемлемую часть знаменитого ландшафта, открывающегося на Выдубичи со стороны Центрального ботанического сада.



Разумеется, для сообщения речных судов с акваторией озера нужен был проход. Его проделали в южной части дамбы. На первоначальном проекте проходящая по дамбе Набережно-Печерская дорога получила здесь разрыв, но затем все же через проход перебросили железобетонный мостик – чуть ли не самый маленький среди автомобильных мостов Киева.



Дорога по этому мостику упирается в «запретку» с милицейским постом возле Железнодорожного моста.



Что же касается пристани «Славутич», то она теперь не действует. На месте ее дебаркадера обосновался ресторан, рекламирующий свой богатый рыбный стол и склонность к «ретро».



Ну, а сам РОП-1 продолжает функционировать и в настоящее время.



Здесь базируются суда, о которых рыболовы-любители 1960-х годов могли только мечтать!



Со стороны же монастыря мимо Выдубицкого озера проходит широкое и насыщенное транспортом Надднепрянское шоссе. Оно как бы символизирует наступательный темп современной деловой активности.



В последнее время под напор этой активности, болезненно ощущаемой многими историческими местностями Киева, попала и зона вокруг озера. Появились замыслы разместить здесь круглосуточный центр досуга и отдыха, с элитным водным центром, ресторанами, аттракционами, мотелем, казино, стриптизом и т.д. и т.п.

В результате РОП-1 превратился в одну из «горячих точек» Киева. Подробнее о нынешних событиях, связанных с этой местностью, можно узнать ВОТ ЗДЕСЬ.

Не скажу, что мне бы хотелось «законсервировать» Выдубицкое озеро и прилегающую территорию в нынешнем виде: местность, безусловно, требует благоустройства. Но необходимо учитывать ее исконные традиции: уют, присущий историческим уголкам Киева, демократичную доступность. И, разумеется, близость к одной из самых значительных историко-архитектурных жемчужин Украины – Выдубицкой обители.



(с) Михаил Кальницкий

PS. Сам я, не будучи "речным волком", в рассказе о РОП-1 выступаю как сторонний наблюдатель. Но, может быть, у кого-то из читателей есть свои интересные воспоминания, связанные с Выдубицким озером?
Tags: Выдубичи, Днепр, мосты, озера, фото Киева
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments