Михаил Кальницкий ([info]mik_kiev) wrote,

Как город зажигал огни: поздравление-кинозагадка

Дорогие друзья – всех с Днем Победы!

Мира и любви!

И позвольте по этому случаю предложить на опознание серию кинокадров. Они представляют один из лучших, какие только есть, фильмов о Киеве, который содержит массу городских сцен.

ГОРОД ЗАЖИГАЕТ ОГНИ (Ленфильм, 1958).
По мотивам повести Виктора Некрасова «В родном городе».
Режиссер-постановщик: Владимир Венгеров.
В основных ролях: Николай – Николай Погодин, Валя – Елена Добронравова, Сергей – Олег Борисов, Шура – Лилиана Алешникова, Бойков – Юрий Любимов.

В этом фильме действие происходит в 1945 году, и в кульминационной сцене показана именно ночь на 9 мая, когда киевляне заснули в военное время, а проснулись уже в мирное. Поначалу над Киевом царит ночная тишина. Мерно ходит часовой на посту. Спят раненые в госпитале. Но вдруг это безмолвие разрывают выстрелы, в темноту врываются сигнальные ракеты. Из уличных репродукторов гремит голос Левитана, сообщающий о подписании акта безоговорочной капитуляции. И в черных силуэтах домов одно за другим загораются окна, пока не заливают огнями весь город. А дальше – все выбегают на улицы, шумят, поют, дворники поспешно вывешивают на домах флаги, девушки бросаются с поцелуями к каждому встречному в военной форме...


Кадр 1.



Кадр 2.



Кадр 3.



Кадр 4.



Кадр 5.



Кадр 6.



Кадр 7.



Кадр 8.



Кадр 9.



Кадр 10.



Кадр 11.



Кадр 12.



Кадр 13.



Кадр 14.



Кадр 15.



Кадр 16.


Картинок на этот раз довольно много, благо материал фильма позволяет набрать их сколько угодно. Попробуйте определиться с реалиями Киева полувековой давности. Удачи и счастливого праздника!

Правильные ответы приведены ниже в каментах.

  • Post a new comment

    Error

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

[info]egouar

May 9 2009, 11:13:14 UTC 3 years ago

кадр2. Софийская колокольня
кадр3. Почтовая площадь
кадр5. На Щекавице?
кадр 10. Не знаю. На Рыбальском похожий Клуб есть в конструктивистском стиле.
кадр.11. вроде тоже Андреевский. Какие-то хаты-мазанки стоят.
кадр.12. Что-то знакомое. Пускай ул.Владимирская
кадр.13. В лодке на Трухановом на Центральном пляже напротив Почтовой площади.
кадр 14. Интересный кадр. По-моему, остаток моста им.Е.Бош на месте нынешнего Моста-метро.
кадр.15 вроде Андреевский спуск.
кадр 16. На Софийской площади. вниз пошла ул. Софийская. солдат лицом к колокольне.

остальное надо подумать.)

[info]mik_kiev

May 9 2009, 19:21:25 UTC 3 years ago

2, 3, 13 (только не в лодке, а на катерке), 14 - верно.
Остальное таки надо подумать ))

[info]r_es

May 9 2009, 12:11:12 UTC 3 years ago

2. Владимирская (Софиивская пл.)
3. Почтовая (там где сейчас Макдональдс)
4.Андреевский спуск ?
5. вид на Подол с замковой горы. виден подольский элеватор.
7. ТЭЦ (возле жд вокзала)
8. где-то в районе Саксаганского
10. радиотехникум возле Владимирского?
12. переулок Шевченко
13. паром в р-не пешеходного моста?
14. будущий мост Патона
15. где-то между Софиевской пл. и Майданом.
16. либо Межигорская, либо на Печерске район Московской

[info]r_es

May 9 2009, 12:13:29 UTC 3 years ago

нет не Межигорская

трамвая нет

[info]mik_kiev

May 9 2009, 19:33:11 UTC 3 years ago

2 (Софийская пл.), 3 (по месту – почти), 7, 13 (катерок) - верно.
8 - слишком растяжимо.
5 - присмотритесь: справа виден корпус Могилянки. С Замковой горы в таком ракурсе его не увидите.

[info]cikavynka

May 9 2009, 14:00:43 UTC 3 years ago

1 - может Владимирская
2 - Софийская площадь
3- Почтовая площадь
4 - Боричев ток на пересечении с Андреевским спуском
5, 6 - Замковая гора
7 - вид на ТЕЦ-3, возможно в районе ул.Урицкого
8- Саксаганского?
9 - Воздвиженская?
11 - Боричев ток
12 - Саксаганского?
13 - вид с катера с Днепра в районе Речного вокзала
14 - Труханов остров
15 - Смирнова-Ласточкина
16 - пересечение Волошской и Сковороды

[info]mik_kiev

May 9 2009, 19:26:23 UTC 3 years ago

2, 3, 7, 9, 13 - верно.

[info]murskij

May 9 2009, 14:40:47 UTC 3 years ago

Угадать все не смогу. Миша, с праздником!

[info]mik_kiev

May 9 2009, 19:25:12 UTC 3 years ago

Спасибо! ))

[info]domotur

May 9 2009, 22:24:44 UTC 3 years ago

Михаил Борисович , с Праздником!!!
Фильм действительно чудесный и один из немногих, где Киев не только фон, может даже и действующее "лицо". А от Борисова вобще не оторваться..., иной раз думаешь - не внук ли это Голохвастова))).
1. Самый тяжкий, просто "все шо угодно". Вариантов пока два: или это вид на Жилянскую и Саксаганского, приблизительно с того места где сейчас "Русь".Или(менее вероятно) Подол - Валы, р-н перекрестка с Почайнинской или с Межигорской.Но где тогда рынок...
3. Почтовая
2. Софийская площадь
4. Гончары - Кожемяки в непорушенном виде.
5. Вид с Замковой Горы на Подол , будущая Могилянка видна.
6. Потрясный кадр - вид с Черепановой горы , виден старый цирк на Саксаганского и еще стоит Троицкая церковь (???) если это она , конечно.
7. Урицкого
8.и 12. Это одна и таже группа домов - похоже на Дмитриевскую и похоже на ту часть Горького, где сейчас Мегамаркет, больше на левую сторону улицы .Есть еще мнение , что это Жилянская , где-то на "подскоке" к Коминтерна, но сомневаюсь.
9. Це знову Гончари? Воздвиженская 48? Там на углу был "Хлебный", в самом сердце яра. Кажется это он.
10. Это здание Института геологии (?), вроде на А. Барбюса, квартал выше от Красноармейской (по Ульяновых?).
11.Хотел написать "знову кожемяцкие аристократы", но есть сомнения не Фроловская , ли это? (Борисов лицом к Андреевскому , спиной к нынешней Пирогоще).Второе мнение , что это Смирнова Ласточкина, сверху, но что-то узковата и поворачивает вроде бы не туда.(Кудрявская?)
13. Катер с Труханова на Речвокзал.На таком катере познакомились мои родители...
14."Бык"!!! Остатки быка моста им. Е. Бош. В некоторых кадрах можно поймать стройку метромоста.
15. Меня терзают смутные сомнения... Сначала думал - это низ все той же Фроловской, потом , это Смирнова-Ласточкина, тоже низ. Потом думал что это - Воздвиженская 60-е номера... , но как-то "с трудом". Малоподвальная- сильно короткая и пологая? (ааа!)
16.Подол? Где-то в районе Межигорской, квартал от Контрактовой, но что-то трамвая нет. Та же Горького квартал Димитрова - Физкультурная? - тоже не увидел рельсы нигде.
Была еще мысль про Житний рынок...
Вобще сначала думал на Кожемяки "знову", но сбивает с толку здание на заднем плане - какая-то школа?
Много тайн)))

[info]mik_kiev

May 10 2009, 09:23:55 UTC 3 years ago

Очень хорошо, по многим картинкам дан правильный ответ или же одна из версия близка к истине.

Не буду пока все раскрывать (а то другим нечего будет делать) :) Но – несколько уточнений:

1. Действительно непростой ракурс. Мне помог определиться дом в центре кадра с характерной мансардой. Теперь она, правда, заменена полным этажом (это сделали, насколько мне известно, вскоре после съемки фильма), но на старых фото присутствует.

5. Я выше уже показал, что это не Замковая гора. Но... остается не так много вариантов :)

6. Совершенно верно! И Троицкая церковь есть (ее тогда еще не снесли). А перед ней - бывшее здание учебного отдела выставки 1913 года, позже школьное здание, еще позже - районный детский центр, бессмысленно снесенный в 2003 году.

8 и 12 - это действительно одно и то же место. В фильме показан проезд по этой улице на грузовике, причем проходит вереница старых деревянных домов, которых давно нет. Их крайне сложно было бы опознать, если бы не правое каменное здание, до сих пор существующее (правда, силуэт обрезан по карнизу). И кусочек примыкающей слева стены можно еще увидеть. Насчет места - одна из Ваших версий попадает достаточно "горячо".

10. Точнее, Геологоразведочный техникум. Эффектно замыкает перспективу ул. Лабораторной (Ульяновых). В фильме его, правда, "перекрестили" в Инженерно-строительный институт.

16. Справа в глубине - именно школа, она есть и действует. Так что Вы на правильном пути. А слева на месте дома в модерне теперь построили другой.

[info]domotur

May 9 2009, 22:30:31 UTC 3 years ago

5. Скорее не Замковая , а терраска перед Домом Ричарда. Она же Уздыхальница.

[info]mik_kiev

May 10 2009, 10:03:31 UTC 3 years ago

Вот это другое дело (в смысле – наверно, за "Замком Ричарда")! Причем в тылу "Замка" было невысокое флигельное строение, которое ко времени съемок уже превратилось в руины, и эти руины тоже показаны в фильме.

[info]domotur

May 9 2009, 22:36:31 UTC 3 years ago

15....Ну , может Воздвиженская? И они идут по направлению к Андреевскому? Он слева от них....
Вот зацепило)))

[info]domotur

May 10 2009, 23:37:54 UTC 3 years ago

16.... Жилянская???. Там на школе, (дом 46) -характерные завершения..., но не видно трамвайных рельс и улица узкая. Школы на Артема? Опять - узенькая улочка. Дмитриевская? Оба таких здания, вроде как закрыты . Может - Дмитриевская/Речная? Там похожее здание есть, но тоже вроде - не школа , а курсы. Есть еще довоенное школьное здание на Воровского, внизу, но как-то не обозревается оно, с такого ракурса? Есть на Куреневке, за "Кадром", но уж больно узкая"Вышгородская", Подол... уже писал про Межигорскую, но опять таки - где следы трамвая?
1. И так , и этак-не могу узнать мансарду... . Там, в фильме, большая панорама подола, дается- "загораются огни", наверное все таки Подол? Мало где еще,такие "идеально" прямые улицы...
Откройте тайну ключика)))

[info]cikavynka

May 11 2009, 18:02:58 UTC 3 years ago

Да, таки с Праздником Вас (sorry,с опозданием), Михаил Борисович!
16 - может тогда пересечение Почайнинской и Спасской? Я почему-то уверена, что в правом углу 124 школа. 15 - может Флоровская? И знакомо же почти все - и поди угадай. :)

[info]mik_kiev

May 11 2009, 18:12:28 UTC 3 years ago

Спасибо за поздравление!
По картинкам - пока еще не совсем оно :) Ну, я уже готовлю разгадку.

[info]mik_kiev

May 11 2009, 19:26:07 UTC 3 years ago

Да-с, желающих опознать кинокадры нынче маловато. Похоже, планка заковыристости вопросов задрана слишком высоко. Тогда ладно, закроем подобную угадайку.

Напоследок пройдемся по нынешним вопросам.

Кадр 1. Вот вид примерно с того же места, но столетней давности:



По этому снимку легче догадаться, что мы видим Андреевскую улицу на Подоле – снятую, очевидно, с площадки у Андреевской церкви. Справа хорошо виден садик Балабухи. Правда, дом с мансардой на углу нынешней Сагайдачного и Андреевской несколько видоизменен, теперь он вот такой:




Кадр 2. Достаточно очевидный. Конечно же, это Софийская площадь с собором и колокольней.


Кадр 3. Почтовая площадь. Видна утраченная застройка начала нынешней ул. Сагайдачного, снесенная при строительстве метро. В центре кадра можно видеть двухэтажный дом, стоявший слева от почтовой станции (разобран тогда же, из-за метро), а до 1935 г. еще левее стояла церковь Рождества, которой в фильме, натурально, нету. Теперь, наоборот, церковь вернулась, а дом между ней и станцией отсутствует.


Кадр 4.

Угол улиц Воздвиженской и Гончарной. Вывеска «Обувь» – на угловом доме по Воздвиженской, 48/1. Вот он на фото 60-х годов – справа, одноэтажный, беленький.



В нем издавна устраивали лавки, магазины.

Вглубь кинокадра уходит Гончарная улица. Теперь, правда, все это выглядит не слишком похоже:



Тот же угол (слева) и та же Гончарная.


Кадр 5.

Герой фильма и козочка находятся на вершине Уздыхальницы (возвышенности над нечетной стороной Андреевского спуска, куда ведет лестница у «Замка Ричарда»). Тогда она не была такой заросшей, как сейчас, и широко открывалась панорама Подола.



Кадр 6.

Другая возвышенность – Черепанова гора (где НСК «Олимпийский»). Видна панорама Нового Строения. Характерные объекты в кадре: остроконечная колокольня, а чуть правее – приземистый шатер Троицкой церкви; купол цирка, занимавшего тогда угол Красноармейской и Саксаганского; самое массивное здание на горизонте – «дом Мороза», вправо от которого тянется университет.


Кадр 7. Грузовик поднимается по ул. Урицкого. Сзади видна ТЭЦ-3 на Жилянской и массивная градирня (позже разобранная).


Кадр 8. Его можно рассматривать совместно с кадром 12, потому что это практически один и тот же объект.

Сохранился дом справа. Это – улица Горького, 59. Теперь его, увы, «обстригли»:



Современный вид его нижних этажей, попавших в кадр 12:



Слева от него даже уцелело основание кирпичной ограды (хотя теперь его загородили будкой «Форнетти»). А несколько подряд зданий левее по фронту улицы теперь отсутствуют.


Кадр 9. Опять стык Воздвиженской и Гончарной. Слева – угловой дом по Воздвиженской, 46/2, противоположный тому, что в кадре 4. Как справедливо отметил коллега [info]domotur, в нем была булочная. Вот как она выглядела в 70-е годы:



А таков этот угол теперь:



Вообще с материалами по Гончарам-Кожемякам у меня недостатка нет, т.к. я в свое время готовил историческую подоснову местности еще для покойного Авраама Моисеевича Милецкого. Он надеялся восстановить по архивным материалам наиболее интересные здания и общий дух урочищ. Но потом случилось совсем иное...

Правая сторона кадра 9 теперь выглядит так:



Здесь хоть что-то осталось от прежних Кожемяк: левый дом по Воздвиженской, 33 восстановлен, от среднего № 35 пока сохраняются стены, и флигель № 37 справа в глубине тоже реконструирован из уцелевшего строения.

[info]mik_kiev

May 11 2009, 19:26:42 UTC 3 years ago

Кадр 10. Видим Геологоразведывательный техникум, довольно приличное послевоенное строение на ул. Анри Барбюса, в перспективе Лабораторной (Ульяновых). Оно внешне практически не изменилось:



Внутри теперь сидит не только техникум, но и так называемый «Славистический университет».


Кадр 11. Уже знакомый нам уголок Гончаров-Кожемяк. Справа от героя Олега Борисова стоит небольшой лицевой домик по Воздвиженской, 37. Вот как он выглядел в 30-е годы:



Теперь его нет, а виднеющийся позади справа каменный флигель, как выше отмечалось, существует:



Это образчик реального «кожемякского модерна» :)


Кадр 13. Катерок с пассажирами на Днепре. Смотрим со стороны Труханова острова в направлении начала Набережно-Крещатицкой улицы (еще не оформленной к тому времени гранитной набережной).


Кадр 14. С того же катерка наблюдаем демонтаж опоры – быка Цепного моста, до войны несшего на себе патоновские конструкции «моста имени Евгении Бош». К концу 50-х годов все эти быки убрали, чтобы соорудить примерно на том же месте мост Метро.


Кадр 15. Герои фильма поднимаются по Воздвиженской улице к Андреевскому спуску. В кадр попали кирпичный дом № 47 (слева) и следующие за ним деревянные. Вот как выглядело это место (с соседним домом № 45) в начале 80-х:



А вот какое оно теперь:



Как говорится, «найдите 10 отличий» :)


Кадр 16 – последний, так и не покорившийся участникам «угадайки». Здесь школьное здание справа – это 17-я школа на Подоле, построенная в свое время на месте церкви Свв. Константина и Елены. Мы находимся на Ярославской, в начале улицы Фрунзе. Вот так это место выглядит теперь:



(Часть школы тут загорожена дорожными знаками).

Вот как будто бы все. Спасибо всем, кто принял участие! :))

[info]egouar

May 13 2009, 21:07:57 UTC 3 years ago

да, трудная была загадка. Тех Кожемяк я уже не застал..
А про Черепанову у меня была версия, правда, Троицкая церковь не подтвердила догадки, т.к. чего-то забыл как она выглядела.:)

Anonymous

May 11 2009, 20:14:33 UTC 3 years ago

Тайна открыта. Ура. Особенно с этим 16 снимком. Да и с 1 тоже. Специально съездил на Кожемяки, там все так из...менили... Це шось...
Вобщем "модерн" впечатляет - может облезет , да станет постильнее))) (Я недавно рассматривал руины депо на Лукьяновке и думал , что один уцелевший ангар его, модерновый, "держит "на себе всю нашу покоцанную Лукьяновскую площадь, а после Кожемяк, он вобще кажется МОДЕРНОМ)
Милецкий умер... Грустно.Светлая память. Хотя - осталась "площадь Авы". И даже эта "свечка" ее не испортила.
Можно было бы сделать пост о Милецком? Как мне кажется - последний киевский Архитектор...

[info]mik_kiev

May 11 2009, 20:44:43 UTC 3 years ago

Да, Милецкого не стало лет пять тому назад :(

К его 90-летию в прошлом году была такая публикация:

http://mycityua.com/people/2008/03/15/135532.html

[info]cikavynka

May 11 2009, 20:44:39 UTC 3 years ago

Да уж! Даже не очень обидно за 17 школу - хотя могла бы отгадать, но улицу Андреевскую не отгадала бы ни за что! Даже после раскрытия ответов не могу понять - откуда там столько деревьев и фонарей? :) С такого ракурса вообще на Подол не похоже, по-моему. Спасибо за викторину! Надо будет обязательно посмотреть этот фильм.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…