Михаил Кальницкий (mik_kiev) wrote,
Михаил Кальницкий
mik_kiev

Хрен с мошонкой в панораме Лавры

Невеселая ассоциация в праздничный день.


Новое строительство по Кловскому спуску, 7-а.

Как известно, 1 июля в Украине традиционно отмечается День архитектора. Иногда его называют "всемирным Днем архитектора", но это не вполне верно. Когда у нас впервые решили ввести этот праздник (1 июля 1995 года), он действительно совпал с всемирным Днем архитектора (точнее, архитектуры). Но уже в следующем 1996-м Международный союз архитекторов решил перенести свой день на первый понедельник октября. А у нас он, в качестве национального праздника архитекторов, так и остался 1 июля.

Сегодня ряду талантливых зодчих-профессионалов, в том числе и в Киеве, есть чем реально гордиться. Но понятие об архитектурном профессионализме, к сожалению, далеко не у всех совпадает. В последнее время я всякий раз об этом думаю, проезжая или проходя по мосту Патона.

Для тысяч людей мост Патона - это, по сути, парадный въезд в историческую часть Киева. Напомню, что примерно на этом месте была стародавняя переправа - сезонный Наводницкий мост. Только в 1853 году появился стационарный Цепной мост выше по течению, в районе нынешнего моста Метро. Да и то в годы 1-й мировой войны Наводницкая переправа возродилась как Стратегический мост, потом возобновлялась в виде временных мостов вплоть до сооружения моста Патона (1953). А до 1853-го практически все гости Киева, прибывавшие с левого берега, воспринимали именно ту панораму древнего города, которая открывается с нынешнего моста Патона.

Поэтому едва ли будет преувеличением допустить, что давние строители, создававшие столь привычные для нас комплексы Лавры и Выдубичей, учитывали эту панораму, стараясь сделать ее как можно более привлекательной. И это им удалось! Куда ни погляди с моста – направо или налево – открывалась изумительная картина. Слева - Выдубицкий монастырь у подножия живописного склона (в XIX веке увенчанного храмом Ионинского монастыря). Справа - раскинувшиеся во всей красе Верхняя Лавра и храмы над пещерами.


"Вид Киево-Печерской лавры из-за Днепра" (1839). Художник расположился на противоположном берегу, неподалеку от Наводницкой переправы

Собственно говоря, эта картина сохранялась до недавнего времени. Только в силуэте Лавры после трагедии 1941-го отсутствовал собор.

В 1981 году над Днепром появилась "Родина-мать". С моста Патона громоздкая "клепаная баба" прекрасно видна. Но, как ни парадоксально, ее близость к мосту Патона позволила практически изгнать ее из поля зрения, если сосредоточить отсюда взгляд именно на Лавре.

Потом настал радостный момент возрождения Успенского собора: в 2000 году исторический силуэт Лавры был, по сути, восстановлен.

А дальше, увы, взялись за дело доблестные киевские архитекторы.

Не буду говорить о том ландшафте, который открывается сегодня из окон березняковских небоскребов (в нем на Лавру накладываются сзади многие строения). Но все же, к примеру, сооружая комплекс не столь уж высоких домов на улице Суворова, ориентировались не на жителей подобных небоскребов, а все на тот же обзор с моста Патона. А оттуда эти дома практически не влияют на панораму Лавры, чего и добивались проектировщики в 1970-е годы.

Но для их нынешних коллег не существует ограничений...

Сначала был искажен вид из левых окон. Здесь негаданно-нежданно объявилось то здание, которое выросло на Зверинецкой улице близ метро "Выдубичи" – так называемый комплекс "Триумф".

Таков он из Ботанического сада им. Гришко:



Казалось бы, эффектный архитектурный образ. Может быть. Но никто не просчитал его видимость с моста Патона. А получилось вот что:



Первозданность исторической панорамы теперь грубо порушена!

Автор проекта комплекса "Триумф" – Виталий Васягин.

Характерно, что помещения в "Триумфе" до сих пор распродают (вот свежее фото):



А вот если бы не построили эти 9 апартаментов - может быть, и не высунулось бы здание из-за Ботанического сада?..

После того, как пропала охота смотреть с моста Патона налево, пришел черед и правой стороны, где царила Лавра.

Теперь в силуэт нашего главного монастыря врезалась неуклюжая новостройка, о чем уже многие писали.

Вот как это выглядит с разных точек моста:





Большее архитектурное хамство трудно себе представить...

Что же это за такая грандиозная новостройка, которой дозволено уродовать ландшафт Лавры?

Речь идет о здании по Кловскому спуску, 7-а, в перспективе улицы Мечникова, рядом с корпусами завода "Арсенал"



Автор проекта здания - Андрей Мазур.

Вот проектная картинка с сайта http://archunion.com.ua :



Не знаю, как на чей взгляд, но мне сей горделивый небоскреб с офисным и жилым объемами напоминает традиционный фаллос. Или, проще говоря, хрен. С мошонкой.

Если бы данный объект стоял в каком-то безобидном месте, он бы просто пополнил ряды наших архитектурных курьезов, и не более. Но, как мы видели, он уродует одну из самых важных панорам города. Это противоречит всем канонам градостроения, всем охранным нормативам, действующим для Киева. Между тем никто из высокооплачиваемых чиновников памятникоохранительных ведомств г-на Кучерука или г-на Кухаренко не пресек этого архитектурного злодеяния. А наш мудрый градостроительный совет при главном архитекторе даже дал "добро" на повышение проектной этажности здания – с 37 этажей до 40 (!!!). ДЕЛО БЫЛО В 2008-м.

И что характерно, нам намекают, что это еще цветочки. Перспективную картину правого берега Днепра тот же сайт http://archunion.com.ua изображает так:



Это как бы вид из окон жителей Русановки. Дом на Кловском спуске здесь выглядит еще скромно по сравнению с предполагаемым зданием в тылах Дома офицеров на Грушевского. Его, правда, не начинали строить, но... еще не вечер?

Осталось отметить еще одно важное обстоятельство. Проекты как "Триумфа" на Зверинецкой улице, так и комплекса на Кловском спуске, 7-а разрабатывались под эгидой "Архитектурного союза" – известной конторы Сергея Бабушкина. Можно сказать, что Бабушкин и есть главный вдохновитель и организатор уродования пейзажей с моста Патона, запихивания хренов с мошонками в самые неподходящие места города. К сожалению, с каждым днем все актуальнее становится песенка, появившаяся еще в начале 2000-х годов и посвященная С.В.Бабушкину. Поется на мотив старого шлягера «Бабушки-старушки».

Кто живет немало лет
С борзостью во взгляде?
Кто имеет градсовет
Спереди и сзади?
Кто сегодня день-деньской,
Заработать чтобы,
Над Славутичем-рекой
Лепит небоскребы?

Бабушкин, Бабушкин,
Бабушкин Серега,
Бабушкин, Бабушкин
Строит очень много.
Бабушкин, Бабушкин,
Все Вас обожают,
Только, ё.........ь,
Как унять – не знают,
Только, ё.........ь,
Как унять – не знают!

Не боится ни черта,
Не боится Бога,
Не проносит мимо рта
Бабушкин Серега.
Если он поймал момент,
Если корпус начат,
То ни мэр, ни Президент
Ничего не значат.

Бабушкин, Бабушкин....


Один из френдов эффектно анимировал данную песенку. Если он сочтет нужным – заявит о своем авторстве картинки :)))



(Ну вот, пока клавил, праздник и кончился. Возобновились мрачные будни на архитектурном фронте. Продолжение следует?)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments