Михаил Кальницкий (mik_kiev) wrote,
Михаил Кальницкий
mik_kiev

Category:

Небольшое расследование на фонтанную тему :))



Среди старинных фонтанов Киева особенно известна и популярна серия одинаковых чугунных сооружений, отлитых больше ста лет назад. Но не все знают, что прообраз этой серии добрался сюда, на берега Днепра… откуда бы вы думали? – с берегов Оки и Волги!


Начнем наш рассказик на фонтанную тему с газетной хроники 1900 года:

В течение нынешнего лета в небольшом сквере, лежащем против театра Домостроительного общества (нынешний Театр им. Франко. – М.К.), будет установлен Киевским обществом водоснабжения большой чугунный фонтан с бетонным бассейном. Фонтан будет совершенно одинакового типа с теми тремя фонтанами, которые водопроводное общество в прошлом году установило в Золотоворотском сквере, в Царском саду и на Шулявской площади. Всего таких фонтанов водопроводное общество по контракту с городом обязалось поставить 6. Все фонтаны отливаются в Киеве, на заводе А. Ф. Термена. Стоимость каждого из них, с установкой, окраской и устройством бетонного бассейна, достигнет 6000 руб.

Итак, мы видим, что первую тройку серии составили вот эти фонтаны 1899 г.:

У Золотых ворот


С открытки 1920-х гг.

В Царском саду


Фото 1920-х гг.

На Шулявской (она же Караваевская) площади


С открытки начала ХХ в. На втором плане слева – существующее здание по ул. Пушкинской, 45/2; справа – утраченное здание, на месте которого теперь стоит дом со станцией метро «Площадь Льва Толстого».

В 1900-м установлен фонтан у театра на Николаевской пл. (Ивана Франко), о котором шла речь в заметке.


С открытки начала ХХ в.

А оставшиеся два появились в 1900–1901 годах вот где:

Один – в Мариинском парке


С открытки начала ХХ в.

Другой – на Софийской площади


Фото начала ХХ в.

Все они были отлиты на местном заводе Алексея Термена.


А. Ф. Термен

Как раз на днях о нем вышла моя статья, так что подробности биографии этого незаурядного инженера, предпринимателя и общественного деятеля можно прочитать ЗДЕСЬ.

Любопытно, что эти самые фонтаны (кроме шести больших, водопроводное общество установило еще несколько подобных девайсов уменьшенного типоразмера, вроде как в сквере у Владимирского проезда или в Полицейском садике напротив костела; однако о них речь сейчас не идет) не только украшали улицы и площади, парки и скверы. Они служили и чисто практическим потребностям. Желающие могли брать из их бассейнов воду для своих нужд, уплачивая в пользу водопроводного общества по копейке за каждые шесть ведер. Или приводить скот на водопой – по копейке с головы. Впрочем, черпать воду кружкой для питья любой мог совершенно бесплатно.

Как сложились судьбы серии киевских фонтанов до нынешнего времени? Большинству повезло: они остались на своих местах. В бывшем Царском, ныне Городском саду; в Мариинском парке; в скверах на площади Ивана Франко и у Золотых ворот.


Золотоворотский фонтан в нынешнем виде

Но были и утраты. Так, исчез бесследно фонтан с Караваевской площади (пл. Толстого). В 1920-е годы его уже нет на снимках и планах. Он, вероятно, мешал уличному движению, поскольку к тому времени на площади разветвлялись линии трамвая по улицам Большой Васильковской и Караваевской (Толстого).

К концу 1920-х не стало и фонтана на Софийской площади, переименованной в честь Красных героев Перекопа. Но этот пропал не бесследно.

Вот его, быть может, последнее фото на первоначальном месте:


Фото 1920-х гг. Бассейн облуплен; фонтан уже обносят забором.

А затем с площади, на которую тоже пришли основательные транспортные потоки, он переместился в уютный, только что разбитый сквер на нынешней улице Олеся Гончара, перед зданием бывших Высших женских курсов (в то время – Ветеринарного и Зоотехнического института, а теперь МинЧС).


С открытки конца 1920-х гг.

Там стоит и доныне (хотя я уже забыл, когда в последний раз видел в нем воду). Зато некоторое время он оставался единственным, на котором всегда сохранялись нанесенные на шейку чугунной чаши надписи – название завода Термена в Киеве и дата отливки.



Мы перечислили шесть одинаковых фонтанов, украшавших старый Киев, узнали, что с ними сталось.

Но это не все. Ведь был и седьмой такой же точно!

Седьмой, или, точнее сказать, нулевой. Потому что поставили его задолго до этих шести, еще в начале 1870-х, когда только-только вводили в действие общегородской киевский водопровод. Он находился посреди Царской (Европейской) площади.


Фото 1870-х гг.

Пока «транспортную нагрузку» на площадь создавали только извозчики, фонтан-водопой был там как раз к месту. Но с появлением трамвайного движения все изменилось. Уже к открытию первого трамвайного маршрута в 1892-м перед фонтаном всунули деревянный станционный павильон.

26,19 КБ

Со временем такое расположение оказалось тесным и неудобным. Поэтому старый павильон разобрали, а новый построили за фонтаном, в глубине площади. Выглядело это так:

50,99 КБ

Такая ситуация наблюдалась в 1900-х годах. А потом (с уплотнением движения к началу 1910-х) сочли нужным вовсе убрать фонтан и вместо него разбили клумбу, посреди которой торчал высокий фонарный столб:

23,41 КБ

Так ушла в небытие та чугунная чаша, по образцу которой были отлиты шесть позднейших. А ее самое изготовили на основании чертежей за подписью известного киевского архитектора Александра-Петра-Адриана Яковлевича Шиле (1830–1897).





Проект 1871 г. из городского архива. Кроме подписи Шиле, стоит автограф инженера Федора Доната. Фонтан на Царской площади, очевидно, был отлит на предприятии Доната (нынешняя «Ленинская кузница»), а завода Термена на этот момент еще не было

Существует мнение, что Александр Шиле разрабатывал свой проект, ориентируясь на известный парижский фонтан на площади Вогезов. В свое время мне приходилось реконструировать биографию Шиле для первой подробной статьи о нем (1989), а потом и для посвященного ему документального телефильма режиссера Валентина Соколовского. Оказалось, что архитектор, окончив в Петербурге Императорскую Академию художеств, потом совершенствовал свое образование в Европе и, в частности, во Франции. Так что вероятность французского влияния, конечно, существует.

Однако предполагаемый парижский аналог напоминает киевские чугунные чаши лишь отдаленно, в чем я мог самолично убедиться, оказавшись на площади Вогезов:



С другой стороны, сама по себе подобная французская стилистика уже давно вошла в отечественную практику и применялась при изготовлении разных фонтанов. В том числе и того, который предшествовал на Царской площади фонтану Шиле (к нему подводили воду из естественного источника):


Литография И. Ляуфера с акварели М. Сажина, 1850-е гг.

Его называли «Иван» – по имени губернатора Ивана Фундуклея, на чьи средства он был устроен еще в 1840-х годах.

Между тем существует иногородний фонтан, буквально точь-в-точь похожий на киевскую серию. Сравните!


Фото 1960-х гг.

Где же это? Думаете, в Париже? Нет, довольно далеко от столицы Франции, – в Нижнем Новгороде!

Неофициальная столица российского купечества славилась своими ярмарками, для которых было отведено обширное пространство у места впадения Оки в Волгу. Для благоустройства этой местности в 1860-е годы устроили два фонтана с бассейном, ставшие составной частью ярмарочного водопровода. Один из них, как раз перед главным зданием ярмарок фасадом на Оку, и ныне стоит на том же месте.




За эти фотоснимки большое спасибо Ирине Левиной, Москва

Как же попала эта модель на берега Днепра? Неужели солидный архитектор с академическим образованием допустил примитивный плагиат и поставил подпись под копией чужой работы? Как-то не верится.

Снова обратимся к биографии Александра Шиле. И оказывается, что в 1858 году он был назначен архитектором при Нижегородской удельной конторе – учреждении, ведавшем имуществами царской семьи в губернии (такие конторы были по всей империи). Правда, уже в 1861-м он оттуда отбыл к месту следующей службы. Но работы по строительству ярмарочного водопровода начались в 1863 году, и, по-видимому, Александру Яковлевичу заранее заказали разработку художественного образа фонтана. А уже здесь, в Киеве, он попросту повторил апробированный вариант.

Ну что ж, допустим, киевский фонтан стал копией нижегородского, а его-то Шиле на каких аналогах проектировал? Может быть, не стоит далеко ходить, – ведь в том же Нижнем Новгороде, на площади Благовещенской (ныне Минина и Пожарского) еще в 1846–1847 годах был установлен фонтан в иных пропорциях, но с довольно сходными деталями:


Фото с сайта www.vadimpl.ru

Конечно, не исключено, что и для этого, и для последующих «шилевских» фонтанов Нижнего Новгорода зодчие выбирали стилевое решение на основе французских примеров. Но уж для Киева воистину получилось, по крылатому выражению Чацкого из «Горя от ума», «смешенье французского с нижегородским» :))

И напоследок еще одна подробность. Характерно, что на дореволюционных фотоснимках чугунных фонтанов водопроводного общества они либо «молчат», либо брызжут весьма скромными струями. Оно и понятно. Ведь главной их задачей было, как сказано выше, заполнить бассейны для нужд горожан. А если резервуары полны – для чего же зря гонять воду, стоящую денег?! (Спускали ее из бассейнов лишь время от времени).

И только в советское время, когда утилитарная задача фонтанов отпала и осталась лишь декоративная, вода в чашах полилась полным потоком. Мало того, оборудовали дополнительные струи, бьющие по кольцу бассейна. В общем, трудящиеся столицы УССР получили достойное зрелище в парках и скверах!


Фото Золотоворотского сквера, 1930-е гг.

Напоследок скажу, что автору этих строк, как и многим другим землякам, издавна по душе отдыхать возле бьющей ввысь воды, слушая ее шум и любуясь посверкиванием играющих струй. Так что и в наше время фонтаны не обделены признательным вниманием киевлян. Лишь бы только они исправно работали…

(с) Михаил Кальницкий
Tags: старый Киев, фонтаны, фото Киева
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →