Михаил Кальницкий (mik_kiev) wrote,
Михаил Кальницкий
mik_kiev

Окно в эпоху нео-рюсс

Впритык к Дому художника, на Львовской площади, 14 размещается массивное здание учебного заведения. Теперь в нем расположен факультет информационных систем и технологий Киевского национального экономического университета имени Вадима Гетмана с профильным колледжем. А не так давно многие знали его как помещение техникума радиоэлектроники.



Фасад четырехэтажного корпуса выглядит скромно, оформлен сдержанно. И лишь отдельные детали выдают его необычное прошлое.



Говоря о неожиданных деталях, имею в виду прежде всего окна первого этажа, щедро уснащенные лепниной.



Как эти украшения оказались здесь и только на одной части фасада? Почему здание так похоже на человека, которого переодели в грубую робу, а из-под нее вдруг выглянуло изящное кружево? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проследить историю дома на Львовской площади со времени появления. И окажется, что его «биография» за неполные сто лет совершила несколько нежданных зигзагов.

Еще век назад участок под этим зданием практически пустовал. Он принадлежал городу и использовался для нужд близлежащего Сенного рынка, который тогда занимал Львовскую площадь и начало улицы Бульварно-Кудрявской (Воровского). В справочнике «Весь Киев» на 1912 год читаем: «Львовская (Сенная) пл., 14 – городское пустое место».

Но вот в начале 1910-х годов у губернских финансовых структур возникла острая нужда в дополнительных помещениях. Сейчас трудно поверить, что целая вереница разнообразных учреждений Киевской губернии в свое время теснилась в стенах невысоких построек комплекса так называемых «Присутственных мест» на Владимирской, 15.


Присутственные места. С открытки 1910-х гг.

Наряду с губернской администрацией, полицией, судебными чиновниками, губернским и нотариальным архивом и т.п. там обретались и финансисты с налоговиками (по тогдашней терминологии, «податными инспекторами», которых, если помните, Мышлаевский в «Днях Турбиных», аттестовал устрашающе: «Податные инспектора – известные звери»). Неуклонный экономический рост Киевской губернии настолько расширил и усложнил их обязанности, что министерство финансов решило создать для своих работников достойные условия.

В то время в центральной части Киева уже не так-то легко было найти подходящую площадку, однако в итоге город уступил министерству свой участок на Львовской (Сенной) площади за 50 тысяч рублей. И к концу 1912 году был готов проект собственного здания так называемой Казенной палаты и казначейства Киевской губернии, согласованный в установленном порядке в январе 1913-го. Его составил видный местный зодчий Александр Васильевич Кобелев.



Были предусмотрены три этажа с подвалом. Причем на первом этаже собирались поместить губернское казначейство, в подвалах которого устраивали кладовые для денег, акцизных бандеролей, актовой бумаги и гербовых марок, а также... игральных карт (государство продавало их монопольно, через финансовые органы). Второй этаж предназначался для офисов Казенной палаты, а третий – для налоговых служб и канцелярий всех десяти податных инспекторов Киева и губернии.

Именно первоначальному проекту соответствуют своеобразные окна первого этажа. Потому что финуправлению губернии решили придать довольно-таки пышную внешность. По выражению современника, оформление новостройки выдержали «в русском стиле времен Петра Великого». И действительно, элементы «петровского барокко» можно было усмотреть в прихотливых окошках, вычурном фронтоне с изображениями двуглавого герба и архангела Михаила – имперского и губернского гербов, стройных шпилях над карнизом...


Здание Казенной палаты и казначейства. Фото 1910-х гг.

Похоже, при проектировании Кобелев пошел по тому же пути стилистики «нео-рюсс», что и некоторые современники – прежде всего петербургский академик архитектуры Владимир Покровский (к слову, автор проекта известной Покровской церкви в Пархомовке на Киевщине). В аналогичной манере Покровский выстроил банк в Нижнем Новгороде, ссудную кассу в Москве.


Банк в Нижнем Новгороде. С открытки 1985 г.

Правда, Кобелев учитывал и местные особенности, в прорисовке силуэта приближаясь к украинскому барокко.

Красивое здание должно было обойтись в солидную для того времени сумму – 300 тысяч рублей. Нужные средства поступили к весне 1914 года, когда прошла торжественная закладка. На ней среди других присутствовал и вице-управляющий Казенной палатой Лука Рудченко. Может быть, его имя мало кому теперь знакомо (хотя в воспоминаниях Григория Григорьева «У старому Києві» встречается колоритный портрет этого чиновника), зато каждый школьник слыхал о его родном брате – классике украинской литературы Панасе Мирном, он же Панас Рудченко.

Руководителем работ назначили гражданского инженера Владимира Адриановича Бессмертного, шефа губернского строительного отделения. Между прочим, друга и соученика Кобелева.



Финансирование строительства собственного офиса губернские органы, само собой, осуществляли исправно. Но в один сезон уложиться не удалось: продолжительность работ составила порядка полутора лет. Отметим, что вместимость здания была много больше, чем казалось с фасада: сзади к нему сделали значительную полукруглую пристройку.


(Так она выглядит теперь, изначально была трехэтажной).

На плане 1925 года, который соответствует ситуации 1910-х гг., здание № 14 видно слева; его легко узнать по этой самой полукруглой пристройке и внутреннему полукруглому же дворику.


Справа на плане видна Сретенская церковь (не сохранилась).

Даже когда здание было готово, служащим и податным инспекторам все же довелось серьезно потесниться. Ведь окончание строительства пришлось на время Первой мировой войны. Так что в новопостроенном здании сразу развернули госпиталь для фронтовиков.


Казенная палата и казначейство. Фото 1910-х гг. Виден красный крест, обозначающий госпиталь.

Революция перетряхнула губернские учреждения, многие из которых были упразднены. Однако во времена нэпа советское государство отнюдь не отказывалось от функции сбора налогов. Этим занимались преемники податных инспекторов – фининспектора, которым посвятил столько язвительных строк поэт Владимир Маяковский. На какое-то время вспомнили о первоначальном назначении здания на Сенной площади и разместили здесь большинство киевских фининспекторов – поистине «известных зверей» для частных предпринимателей-нэпманов.

Впрочем, одновременно с ними здесь действовала фото-лито-типография государственного треста «Киев-Печать». А в конце 1920-х, когда нэп уже начали сворачивать, под издательское дело отдали весь бывший центр финансистов, превратив его в «Шосту друкарню УПП ДВОУ» (управління поліграфічними підприємствами Державного видавничого об’єднання України), где трудились свыше 700 рабочих. К 1929 году корпус реконструировали с надстройкой четвертого этажа, на что были выделены 115 тысяч рублей. То было время торжества конструктивизма и презрительного отношения к прежнему архитектурному декору, так что от фронтона и башенок ничего не осталось, – все изыски силуэта «счесали». Дом сразу приобрел неуклюжий и убогий вид.


«6-а друкарня УПП ДВОУ» Впереди – фрагмент Сенного рынка. Фото 1932 г.

После переезда в Киев столицы УССР это предприятие стало книжной фабрикой Партийного издательства ЦК КП(б)У (в дальнейшем Госполитиздата). Теперь с Сенной площади мощным потоком распространялась советская идеология. Здесь же, к слову, печатали и журнал «Соціалістичний Київ», которому мы обязаны многими сведениями о довоенном облике нашего города.


Выходные данные журнала «Соціалістичний Київ», 1937 г.

В годы войны и нацистской оккупации зданию не посчастливилось. Постройка сгорела. Пока не скажу точно, подожгли ли ее подпольщики осенью 1941 года или немцы осенью 1943-го. Любопытно, что во время прохождения 16 августа 1944 года по Киеву колонны немецких военнопленных Сенная площадь оказалась у них на пути.


В центре виден дом по Артема, 1, стоявший на месте Дома художников, а левее его – здание по Сенной пл., 14 с характерной полукруглой пристройкой в тылу.

По экспертной оценке, общую степень разрушения дома определили в 65 %. Крыша и перегородки были разрушены полностью, перекрытия – на 85 %, лестницы – на 45 %.


Разрушенное здание на Сенной пл., 14. Фото 1944 г.

В то же время стены в основном уцелели, полностью сохранились фундаменты. Так что после освобождения Киева дом сочли возможным восстановить. Но только ему вновь поменяли назначение. Здание стало учебным корпусом. По окончании реконструкции в 1949 году в нем обосновался горный техникум (основанный в 1947-м), который воспитывал специалистов средней квалификации для разработки залежей бурого угля в правобережных областях Украины. Соответственно восстановление здания на Сенной площади осуществил трест «Украинуголь»

К 1950-м годам здесь занимались 2500 учащихся, и горный техникум считался крупнейшим средним учебным заведением в СССР. У него была довольно мощная база, – достаточно вспомнить выстроенное для его воспитанников общежитие на Владимирской, 69, считавшееся на то время образцовым; архитекторы Анатолий Добровольский, Вадим Гопкало, Анатолий Косенко получили за него Сталинскую премию 1951 г.


Бывшее общежитие горного техникума по Владимирской, 69.

В 1957-м техникум реорганизовали в строительный. Потом на фасаде корпуса по Львовской площади, 14 (Сенной рынок перенесли в крытое здание дальше по Воровского, теперь превращенное в развалины) еще не раз еще менялись вывески. Когда строительный техникум получил новое помещение на Стадионной, вместо него сюда вселили электромеханический техникум, ставший с 1962 года техникумом радиоэлектроники.

Электромеханический техникум, между прочим, пытался ликвидировать внутренний дворик площадью свыше 90 кв.м в полукруглой пристройке.



Туда хотели всадить гардероб и актовый зал. Но городской эксперт – известный инженер-строитель Алексей Печенов – резонно подчеркнул: «Все помещения, расположенные в 4-х этажах со стороны внутреннего дворика, освещаются и вентилируются при помощи окон. Застройка дворика повлечет за собой полное затемнение помещений». Так что дворик остался в неприкосновенности.

Техникум радиоэлектроники подчинялся республиканскому Министерству радиопромышленности.



Действовал он до 2003 года, и, быть может, среди моих френдов найдутся его воспитанники (там, кстати, преподавала давняя моя приятельница по театру пантомимы – программистка Галина Винаковская, которая теперь Гольдзамд и пребывает в Бруклине).

А весной 2003-го техникум преобразовали в колледж информационных систем и технологий КНЭУ им. Гетмана, переподчинив его Министерству образования и науки.



Нынешний внешний вид здания мало чем напоминает первоначальный эффектный облик. Но, как видим, отдельные детали – мощный портал, тонкие колонки в центральной части да те самые окна первого этажа – все же чудом уцелели после стольких пертурбаций. Хотя теперь они кажутся вкраплениями из совсем другого времени...

(с) Михаил Кальницкий
Tags: здания, фото Киева
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

Recent Posts from This Journal