Михаил Кальницкий (mik_kiev) wrote,
Михаил Кальницкий
mik_kiev

Забытый мост



Не могу сказать, чтобы этот мост был таким уж неизвестным: кое-какие сведения о нем встречаются во многих справочниках по Киеву, упоминается он и в газетных публикациях (ваш покорный слуга, в частности, полгода назад посвятил ему часть статьи об утраченных киевских мостах ). Но, как оказалось, даже те, кто интересуются киевской стариной, о нем не помнят. Об этом свидетельствуют ответы на кинозагадку в прошлой моей записи: ни в одном ответе это сооружение, попавшее в три кинокадра, вовсе не упоминалось. Раз так, есть повод рассказать немного подробнее о позабытом Русановском мосте.


Хорошо известно, что в 1853 году был открыт первый стационарный мост через Днепр – Цепной, он же Николаевский, который находился примерно на месте нынешнего моста Метро.



По нему пролегла дорога из Киева в Чернигов. Но, как все мы знаем, дорога эта вскоре за основным потоком Днепра должна пересекать еще одну, весьма основательную водную преграду – Русановский проток (пролив). Между тем никто из современников строительства Цепного моста, восторженно живописавших его грандиозные конструкции, практически ничего не сказал о его продолжении.

Объясняется это, как оказалось, довольно просто. Дело в том, что Русановского протока ко времени сооружения Цепного моста на проходившей по нему трассе... почти что и не было.

Взглянем на план той поры. И убедимся, что ответвления Днепра в районе дороги на Чернигов выглядели иначе, нежели теперь.


План Киева 1855–1856 г. Фрагмент.

Самым значительным из таких ответвлений был так называемый «рукав Черторой». К слову, во времена Киевской Руси и в последующие столетия именно он представлял собой основной фарватер Днепра вблизи Киева, но затем, чтобы приблизить течение к городу, его искусственно запрудили и стеснили по нему движение воды. Он огибал Труханов и Долобецкий острова и включал в себя часть нынешней Десенки, Русановский и Венецианский проливы. Узкий залив от него к югу назывался «Русановский залив». Этот заливчик и цепочка других небольших водоемов представляли собой как бы отверстия в дамбе, по которой от Цепного моста шло шоссе (всего таких отверстий было четыре). Их перекрывали довольно-таки архаичные деревянные мосты, соединявшие капитальный мост с Никольской слободкой.

Но такая система не учитывала характерных свойств Днепра в районе Киева – частых разливов и легкой размываемости песчаного ложа и берегов. Кончилось это для деревянных мостов плачевно. Как писал известный инженер-гидролог, строитель Киевской гавани Николай Максимович, «весною 1877 года, при весьма высоком подъеме весенних вод, деревянные мосты в Днепровской дамбе были снесены водою, а в отверстие наибольшего из них, так называемого Русановского, образовалось новое речное русло, по которому направилось речное течение со значительной силой».

В результате часть суши сразу за Цепным мостом превратилась в остров, где сложилось поселение Предмостная Слободка. А дорога на Чернигов оказалась разорванной. Через нее перебросили новый мост, длиной свыше 200 м, опять-таки деревянный.


Никольская слободка. Фото 1880-х гг. В перспективе видна узенькая переправа по деревянному мосту. Центральное место занимает приходская Никольская церковь (та самая, кстати, где в 1910-м венчались Ахматова и Гумилев).

Надеялись дополнительными запрудами Чертороя уменьшить нагрузку на деревянный Русановский мост, но очередные ледоставы и последующие разливы реки вновь и вновь заставляли ремонтировать хлипкое сооружение, с немалым уроном для нормального дорожного движения.

Даже солидные мероприятия по упорядочению русла Днепра, проведенные тем же Максимовичем на исходе позапрошлого столетия, не обеспечили стопроцентной надежности деревянного моста.


План Киева с приречными землями, составленный Н. Максимовичем, 1903 г. Фрагмент.

И тогда улучшением переправы через Русановский проток занялись всерьез. В 1902 году был составлен проект нового капитального моста. Транспортное ведомство поручило его разработку одному из крупнейших в то время специалистов по мостостроению, профессору Петербургского института инженеров путей сообщения Николаю Белелюбскому.


Николай Аполлонович Белелюбский.

Практически все источники называют в качестве автора проекта Русановского моста только Белелюбского. Однако на оригинале проектного чертежа, который мне довелось видеть в архиве, стоят три подписи. Кроме Белелюбского, здесь можно прочесть еще фамилии военного инженера Григория Кривошеина и архитектора Владимира Апышкова. Оба они – также петербуржцы (Кривошеин, в частности, преподавал в столичной Николаевской военно-инженерной академии; впоследствии стал профессором и генерал-майором). Очевидно, Белелюбский скооперировался с ними вследствие того, что Русановский мост предполагали сделать металлическим. А Кривошеин как раз прекрасно разбирался в металлических конструкциях и в 1901-м совместно с Апышковым принял участие в конкурсе проектов металлического Большого Охтинского моста через Неву. Свежие идеи, примененные в их разработке, пригодились и для киевского моста.

В июле 1903 года проект Русановского моста был утвержден. По смете он должен был обойтись в 527 тысяч рублей. Осенью того же года работы стартовали. Исполнительное руководство возложили на инженера при округе путей сообщения Александра Зарву. Старый деревянный мост разобрали; движение на Чернигов пустили по временному мосту ниже по течению. В 1904 году установили кессонные опоры (одну посреди протока и две у берегов). К октябрю 1905-го уж надеялись все закончить, но этот год – год сплошных революционных волнений и забастовок – не способствовал производительному труду. В итоге мост сдали в эксплуатацию к осени 1906 года; работы фактически обошлись казне в 700 тысяч рублей.


Русановский мост. Фото 1910-х гг.

Новый мост был двухпролетным, с длиной каждого пролета 47,5 саженей (чуть больше 100 м). Характерной особенностью стало выполнение несущих конструкций в виде металлических двухшарнирных арок. Такой способ, уже известный в Европе, в отечественном мостостроении применили впервые. (Правда, в проекте Большого Охтинского моста предусматривались аналогичные двухшарнирные фермы, но его реализация затянулась и была осуществлена только в 1909–1911 годах). Полотно пути изготовили из дерева.

Выглядел мост достаточно эффектно. Его упругие линии напоминали о вошедшем тогда в моду стиле модерн.


Русановский мост. С открытки начала ХХ в.

Русановский мост не только стал достойным продолжением Цепного на черниговской трассе, но и соединил между собой два пригородных селения, две слободки - Предмостную (в районе станции метро «Гидропарк») и Никольскую (в районе станции «Левобережной»). Молодые обитатели слободок по вечерам в романтической обстановке прогуливались по этому мосту. Задолго до популярного ныне Паркового моста над Петровской аллеей он заслужил наименование «моста поцелуев».

Правда, бесперебойное движение над Русановским протоком продолжалось всего два года. В июле 1908-го деревянный настил моста сгорел дотла, причем были основания подозревать поджог.


Пожар Русановского моста. Газетное фото 1908 г.

Пришлось тратить новые деньги на восстановление (впрочем, работы не затянулись: буквально через неделю движение удалось возобновить). А еще через три года Русановский мост оказался предметом прокурорского расследования. Выяснилось, что при его постройке и ремонте немалые суммы были попросту разворованы. Основное обвинение направили против производителя работ Александра Зарвы. Вскрылись неприглядные подробности: Зарва за взятки принимал у поставщиков бракованные материалы, велась «экономия» за счет качества...

Фельетонист газеты «Киевская мысль» Гарольд писал тогда:

«Хорошо первого мая прокатиться за Днепр, за Цепной мост и дальше, за Русановский мост... Это лучшая в Киеве прогулка. Но после разоблачения всех инженерных «панам» Русановский мост обвеян в наших глазах не ароматом поэзии, а ароматом казнокрадства.

И ночь... и любовь... и луна... Влюбленная пара шепчется на Русановском мосту. И вдруг слышится: «Ой, уйдем отсюда поскорее, а то еще в свидетели попадем... Ведь это знаменитый мост, где крали...» – «Но при чем же мы здесь?» – «Все-таки страшно...» Луна прячется за тучу... Над мостом вместо луны показывается тень инженера Зарвы... Влюбленные в испуге спешат оставить Русановский мост... Мост поцелуев и краж...»


Все же движение по мосту успешно продолжалось. В 1912-м по обновленному настилу побежал мототрамвай в Дарницу. Трасса использовалась и в период революции, попала на немецкий план города 1918 года...


План Киева 1918 г. Фрагмент.

Но в 1920-м прямой путь на Чернигов вновь оказался разорванным. На сей раз пострадал в первую очередь Цепной мост: вследствие варварства польских оккупантов он был разрушен так, что изначальную несущую конструкцию решили не сохранять. Русановский мост также был поврежден, но подлежал восстановлению, и как только в 1925-м инженер Евгений Патон на опорах Цепного соорудил новый мост имени большевички Евгении Бош, переправа через Русановский проток (приведенная в порядок при участии того же Патона) вновь заняла подобающее место в транспортной схеме города.

Доконала Русановский мост, как и большинство старых киевских мостов, Вторая мировая война. Его изящные конструкции превратились в груду металла.


Руины Русановского моста. Фото 1944 г.

В послевоенный период восстанавливать его уже не стали. Разобрали металлические конструкции, демонтировали остатки пролета. Но перед окончательным уничтожением, в 1945 году, остатки Русановского моста успели запечатлеть в кино.

Вот как выглядел вскоре после освобождения города уцелевший пролет со стороны Никольской слободки.


Разрушенный Русановский мост. Фото 1944 г. Обратите внимание на характерный рисунок ограждения в стиле модерн!

Дырявое покрытие залатали, и на куске моста разыграли начальную сцену кинофильма о польском антифашистском подполье «Зигмунд Колосовский». Действие происходило как бы в Польше, так что на тумбу у въездного портала (уже демонтированного) установили какую-то статую, рядом – польский плакат.


Кадр из фильма «Зигмунд Колосовский». Шествие польских военнопленных.

В фильме попали в кадр металлические ограждения моста. Их легко узнаваемый рисунок стал приметой, по которой можно было безошибочно опознать Русановский мост.


Кадр из фильма «Зигмунд Колосовский». Немецкие охранники.

Ну, а потом разрушенный мост канул в небытие. Однако к 1965-му был готов новый Русановский мост – простенький, балочной системы. Так же, как лежащий на одной трассе с ним мост Метро, его изготовили из железобетонных блоков на сухих стыках (блоки стянуты пропущенными во внутренние отверстия пучками проволоки, замоноличенной на концах). В отличие от прежнего Русановского моста, новый лишен дополнительных несущих конструкций и потому имеет длину каждого пролета лишь немногим больше 50 метров, так что потребовались 5 опор (три посреди воды и две у берегов). Теперь по нему мчатся вагоны метро между станциями «Гидропарк» и «Левобережная», а под ним в теплое время снуют прогулочные лодки с расположенной у самого моста лодочной станции Гидропарка.


Новый Русановский мост.

И, разумеется, в нынешнее время безоглядной урбанизации нелегко узнать пейзаж бывшей Никольской слободки.


Кадр из фильма «Зигмунд Колосовский». В центре – главный герой. Фоном служит берег Никольской слободки.


Тот же берег в настоящее время.

Напоследок – любопытное добавление. Металлический Русановский мост мы теперь видим только на старых изображениях. А вот его «брата», очень похожего на погибшее киевское сооружение, можно наблюдать воочию. Только для этого надо поехать в Санкт-Петербург. Там доныне существует Финляндский железнодорожный мост через Неву, выстроенный в 1910–1913 годах. Его проектировали те же авторы – Белелюбский, Кривошеин, Апышков. И, не мудрствуя лукаво, повторили конструктивную схему и архитектурное решение своего Русановского моста.


Финляндский железнодорожный мост. Фото с сайта train-photo.ru

По сути, Финляндский мост представляет собой как бы два клона Русановского моста (только более широких и соответственно умощненных), между которыми помещен разводной пролет. Таким вот образом забытый киевский мост напомнил о себе за много сотен километров отсюда.

(с) Михаил Кальницкий
Tags: мосты, фото Киева
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments