Михаил Кальницкий (mik_kiev) wrote,
Михаил Кальницкий
mik_kiev

Category:

Еще о раскопанных святынях на Лукьяновке

Подземные помещения утраченной Феодоровской церкви на Лукьяновке – копии знаменитых пещерных святынь – уже раскопаны практически в полном объеме (начало темы см. ЗДЕСЬ).

Эти подземелья были устроены, как тогда говорили, "под спудом" двух придельных пристроек. Копия пещеры Гроба Господня – под Воскресенским (южным) приделом, копия пещеры-храма, устроенного Св. Климентом в Инкермане, – под Елизаветинским (северным) приделом.

Наружные изображения Лукьяновского храма и приделов сохранились – как чертежи, так и фотоснимки.


На фото видны центральная часть церкви и Воскресенский придел.

Чертежи или снимки подземных помещений храма покамест не выявлены. Впрочем, уже сейчас можно составить ясное представление о том, как они выглядели, – на основе результатов раскопок и сравнения с существующими прототипами.


Южное подземелье изображало так называемую Кувуклию. Это греческое слово обозначает царскую усыпальницу, царское ложе. Кувуклией называют монументальную часовню, которая стоит посреди внутреннего пространства храма Воскресения (Гроба Господня) в Иерусалиме.


Кувуклия в Иерусалиме. Фото с сайта hydepark.by.ru

Изначально Гроб Господень – камера в скале возле Голгофы, в которой имелось каменное ложе. В Евангелии от Матфея сказано о праведном Иосифе Аримафейском: Взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился (Мф 27, 59–60).

А затем, как известно, тела Спасителя в охраняемой стражниками и опечатанной пещере не оказалось: По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес и предваряет вас в Галилее; там Его увидите (Мф 28, 1–7).

Теперь иерусалимская Кувуклия включает два помещения. С западной стороны собственно Гроб Господень – небольшая пещера в остатке скалы, в которой справа находится погребальное ложе, накрытое мраморной плитой. И предшествующий Гробу Господню придел Ангела, посредине которого устроен престол для богослужений с остатком отваленного Ангелом от пещеры камня.

Вот план существующей Кувуклии в Иерусалиме (с сайта bibliotekar.ru ):



1. Помост, соединяющий греческий кафоликон (соборный храм) с Кувуклией.
2. Скамьи у входа в Кувуклию.
3. Вход в придел Ангела.
4. Камень, отваленный Ангелом от Гроба Господня, служащий престолом.
5. Северное отверстие в приделе Ангела, в которое Патриарх дает народу зажженные свечи.
6. Южное отверстие для передачи Огня армянским епископом.
7. Проход в гробницу Господню.
8. Ложе Спасителя.
9. Часовня коптов.


Разумеется, в киевском подземелье воспроизвели не часовню Кувуклии, а лишь ее внутреннее пространство, т.е. Гроб Господень и придел Ангела (причем урезанные по высоте почти до уровня входных дверей Кувуклии, весьма низких, чтобы входящие склонились перед святыней: вход в придел Ангела – 1,4 м; вход в пещеру Гроба Господня – 1,29 м).

Раскопки раскрыли три помещения. Первое, с восточной стороны, – как бы вестибюль (соответствующий пространству храма Воскресения в Иерусалиме перед Кувуклией); сюда ведут снаружи ступени.



Полностью раскрыть эту лестницу пока нельзя: мешает еще не убранный корень дерева, которое выросло здесь после сноса церкви.

Отсюда – вход в копию придела Ангела, из которого ведет узкий проход в копию Гроба Господня.



Вот придел Ангела в Иерусалиме с центральным престолом:


Фото с сайта hydepark.by.ru

В полу – изображения крыльев Ангела. Подобные изображения угадываются и в раскопанном приделе:



Из придела Ангела такой же, как в Иерусалиме, узкий и немного скошенный проход ведет в "пещеру Гроба Господня". Сама она, к сожалению, сохранилась не так целостно. Ее пространство продолжают раскапывать:



Копия каменного ложа, на котором пребывало тело Спасителя, не сохранилась, хотя на цементном полу пещеры соответствующее место четко читается. Очевидно, перед сносом церкви мраморную плиту с этого ложа содрали, само ложе (сложенное из кирпича) могли разобрать и его материал, возможно, использовали при строительстве соседнего жилого дома – так же, как кирпичи стен снесенного храма. В оригинале оно выглядит так:


Фото с сайта kerpc.ru

Недавно мне попался опубликованный отчет инициатора строительства подземных святынь на Лукьяновке, археолога-аматора Турвонта Кибальчича о поездке в Иерусалим (1886). Там приведены все данные обмеров иерусалимской Кувуклии на то время, вполне совпадающие с размерами раскопанных помещений и позволяющие, если будет возможность, достоверно воссоздать все подземелье киевского "Гроба Господня".

Что же касается северного подземелья – копии пещерного храма в Инкермане, – то оно вполне сохранило структуру и основные элементы.

Покамест раскопанный храм, лишенный свода, спрятан от непогоды:



Наружная лестница ведет в западный проход...



...из которого мы попадаем в собственно храмовое помещение:



Прообраз этого сооружения в Инкермане – пещерный храм, вырубленный в камнях самим священномучеником Климентом, третьим папой Римским. Его сослали сюда на каменоломни, но он продолжал проповедовать христианство и в 101 г. был казнен (утоплен) в Херсонесе. Инкерманский храм освящен в честь апостола Андрея Первозванного.


Пещерный Андреевский храм в Инкермане. Фото с сайта remnavigator.com

Как видим, сейчас киевская копия отличается только отсутствием арок иконостаса (в оригинале – каменного, у нас – кирпичного, оштукатуренного под камень), которые были выломаны в ходе сноса церкви. Хорошо видны характерные наклонные стенки проема царских врат.



В глубине – алтарь и каменный престол.

Инкерманский Андреевский храм соединен окошками со смежными пещерными храмами – Св.Климента (бывшим Св.Георгия) и Св.Мартина. В киевской копии вместо одного такого окошка была устроена ниша с мощевником. Может быть – вот эта уцелевшая ниша, в которой видны остатки деревянной конструкции:



При раскопках найдены разные металлические предметы, фрагменты стен с орнаментальными росписями:



Отдельно хранятся раскопанные иконки и фрагмент стены с ликом святого.

Обнаружено также, что материалы для приделов Лукьяновского храма (сооружавшихся в конце 1880-х – первой половине 1890-х годов) поставляли ведущие киевские фирмы. Кирпичи с завода Якова Бернера:



Печные изразцы с завода Иозефата Андржейовского:



Как видим, раскопки проводились не зря. Есть основания надеяться, что уже в декабре в подземном храме Св.Климента можно будет провести первое богослужение.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments