Михаил Кальницкий (mik_kiev) wrote,
Михаил Кальницкий
mik_kiev

Category:

все наши Пожарские

Позу князя Димитрия Пожарского со знаменитого памятника на Красной площади в Москве помнят, наверно, все.



А приходилось ли вам в наших краях наблюдать скульптурные персонажи с ножками, выставленными под Пожарского? Насчет Ярослава Мудрого я уже как-то высказывался на ИК. Но, как оказалось, не он один...


Ровно 200 лет назад, в конце 1808 года, петербургский профессор Иван Мартос (к слову, родом с Черниговщины), подготовил эскизы для второго варианта памятника Минину и Пожарскому.


Иван Мартос

В первом варианте оба деятеля стояли. В окончательной композиции Мартос решил усадить раненого Пожарского в отдыхающую позу, а Минина воздвигнуть над ним.


Фото с сайта img-fotki.yandex.ru

Вот таким общеизвестным манером.

Но, между прочим, не лишним тут будет напомнить, что Иван Мартос в свое время, блестяще окончив Академию художеств, побывал на стажировке в Италии. Весьма вероятно, что в Неаполе он увидел оригинал бронзовой статуи «Отдыхающий Гермес» (впрочем, ее копии были широко распространены, так что Мартос вполне мог иметь с ней дело и в Академии).


Отдыхающий Гермес. Греция (приписывают Лисиппу). Примерно IV-III в. до н.э.

И похоже на то, что ноги отдыхающего Пожарского своим положением практически повторили ноги отдыхающего Гермеса. С той только разницей, что вестник античных богов корпусом наклонен вперед – он даже крылатых сандалий не снял, так что вот-вот вспорхнет и отправится дальше. А раненый князь более тяжеловесен, немного подался туловищем назад...


Фото с сайта foto.mail.ru

Как бы то ни было, московский памятник в 1818 году был установлен на Красной площади и с той поры стал хрестоматийным.

А в следующем столетии уже в Киеве другой скульптор Иван – Иван Кавалеридзе – задумался над воплощением облика другого князя.


Иван Кавалеридзе

Его задачей была разработка эскиза для будущих ширпотребных статуэток «Ярослав Мудрый», настольного исполнения.

В одном из вариантов Ярослав сидит в естественной позе, а в руках держит папирус – вполне понятно для Мудрого.


И. Кавалеридзе. Ярослав Мудрый с папирусом. Вариант 1915 г., повтор 1962 г.

Но впоследствии ему была придана новая поза, несколько нарочитая, с явным уклоном в князя Пожарского. В руках Ярослава оказалась модель Софийского собора. Похожая на большущий торт.


И. Кавалеридзе. Ярослав Мудрый с моделью собора. 1949 г.

Не знаю уж, сколько подобных статуэток испекли тогдашние художественные предприятия. А в 1997 году, когда у Золотых ворот устанавливали бронзовый памятник Ярославу, никто не придумал ничего лучшего, нежели увеличить кавалеридзевскую статуэтку до громадных размеров. Причем для этого потребовались усилия сразу трех ваятелей – Николая Билыка, Алексея Редьки и Виталия Сивко.



Хотя мудрого князя прилизали, пригладили, побрили и причесали под гуцула (наверно, сверяясь с купюрой в две гривни из первого выпуска), но ноги Ярослава по-прежнему растут с Красной площади.


Фото с сайта basik.ru

Ну, с монументом у Золотых ворот разобрались. Но любопытно, что задолго до его появления (хотя и значительно позже изготовления статуэтки Кавалеридзе) другая известная киевская статуя тоже изобразила ножками ту же букву «зю».

Когда в 1981 году открылся Дворец бракосочетания на нынешнем проспекте Победы, многие обратили внимание не только на треугольную в плане форму здания, но и на декоративное оформление (выполненное мастерами комбината Худфонда УССР). Так, посреди бассейна рядом с Дворцом поместили бронзовую скульптуру – мать с малышом.



Все, кому не лень, уже повеселились насчет того, что около главного ЗАГСа почему-то изобразили мать-одиночку (по нынешним временам вообще кажется, будто она протянула руку типа «подайте ребеночку на пропитание и одежду»). А в целом ее фигура – из того же пожарско-ярославского ряда, только малость накренившаяся и в зеркальном отображении.

Итак, в мужском роде мы в Киеве реплику на князя Пожарского увидели, в женском тоже. Однако же и это еще не все.

Не так давно перед офисным зданием на Оболони, на углу улицы Маршала Тимошенко и проспекта Героев Сталинграда, появилось своеобразное изваяние в авангардных формах.



Прямо скажем, не каждому дано постичь предмет и смысл данной статуи (кто-то занятно истолковал ее как «памятник окорочкам»). Если это – человеческая фигура, то плечи у нее вполне мужские, зато ножки – скорее дамские. И самое занятное, что и это «оно» размещено все в той же позитуре – а ля князь Пожарский или Ярослав Мудрый...


Фото с сайта mosday.ru

В общем, за неполных два столетия стояния (то бишь сидения) на Красной площади князь Димитрий Михайлович Пожарский оплодотворил творческую фантазию нескольких поколений киевских ваятелей. Будет ли продолжение? :))
Tags: приколы, скульптура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments