Михаил Кальницкий (mik_kiev) wrote,
Михаил Кальницкий
mik_kiev

Categories:

К биографии "водолея"

Надо полагать, многим читателям (особливо тем, кто гулял с детишками в скверах у Владимирского проезда) знаком этот обаятельный персонаж по имени "водолей":



Рядом с ним находится детская площадка. Так что крепкая бронзовая спина милого левика буквально отполирована тысячами и тысячами малолеток (а иногда и "многолеток"), садящихся верхом.

В предыдущем моем сообщении, касавшемся Богдана Ханенко, нашелся повод заинтересоваться подробностями биографии "водолея", а еще больше – его скульптурного прообраза.


У подножия парковой статуи имеется табличка:



Народ в большинстве воспринимает этот текст один к одному и воображает, будто "водолея" действительно притарабанили из Переяслава-Хмельницкого и будто ему реально 800 лет. Но на самом деле – ничего похожего.

Напомню, как вообще он появился здесь. В начале 1970-х годов возникла идея реконструировать цепочку скверов напротив так называемых "Присутственных мест" (здания по Владимирской, 15). Их разбили городские власти еще в конце позапрошлого века.


С открытки начала ХХ в.

По новому замыслу скверы должны были превратиться в "экспозиционно-рекреационную зону" – попросту говоря, совместить место отдыха с выставкой под открытым небом. Проект в 1972 году разработал Институт градостроительства при содействии заповедника "София Киевская"; работы были закончены в 1974-м. Отныне скверы на территории "города Ярослава" знакомили всех гуляющих с археологическими памятниками Украины. Но – преимущественно не в подлинниках. Из оригиналов здесь оказались только три каменных половецких бабы. Наш Исторический музей, насколько известно, одолжил их Киевзеленстрою, чтобы те изготовили копии, и... забыл потребовать назад, а зеленстроевцы, не будь дураками, копий делать не стали и выставили в сквере сами музейные экспонаты. Так эти бабы и стояли, никого особенно не волнуя, однако в 1990 году какие-то избыточно правоверные стали разрисовывать баб крестами и пытались их разбить. После чего реликвии убрали обратно в музей.

Все остальные объекты, поставленные тут, были лишь копиями – и "Збручский идол", он же "Световид", и резные камни якобы из Чернигова. И в особенности "водолей". Потому что оригинал этого бронзового льва по размерам не идет ни в какое сравнение с киевским подобием. Увеличенный вариант, к слову, был отлит по модели известного скульптора-анималиста Юрия Рубана – автора популярных статуй зубра и львов у входа в зоопарк.

Наш "водолей" используется в качестве фонтана: в пасти его имеется трубочка, из которой в теплое время прыскает струйка воды.



Что же касается подлинника, никуда не девшегося из Переяслава-Хмельницкого (ныне в собрании Археологического музея), то он тоже льет из пасти воду. Но размер его – примерно с кошку, а хвост подкручен в качестве ручки.



Таких "водолеев" (по-научному, акваманилов) в Западной Европе использовали для омовения рук – в храмах при ритуальных обрядах или в богатых домах.

И вот, присмотревшись к фотоснимку Богдана Ханенко (см. предыдущую запись), я увидел у него за плечом, рядом с египетским каменным павианом (бог Тот), "водолея" – очень похожего на переяславского.



Понятное дело, захотелось узнать, где же наш ханенковский "водолей"? Не попал ли он, чего доброго, в Переяслав-Хмельницкий? Но нет, тамошний экспонат представляет собой находку местных археологов. А наш, как оказалось, преспокойно живет в экспозиции Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко. На нижней полке витрины в "зеленом кабинете" стоят сразу два бронзовых акваманила.



Слева – явно тот, что "позировал" на фото вместе с Ханенко. Не совсем понятно, правда, кто это: то ли лев, как в Переяславе, то ли собака. А справа – еще один "водолей" в виде внузданного коня.

Итак, с местонахождением экспоната с фотоснимка все понятно. Осталась, однако, еще одна загвоздка. Неясно, почему, имея сразу две подходящих статуи в своем собственном музее, киевляне приняли в качестве образца переяславский оригинал?

По-видимому, ответ на этот вопрос связан с тем, в чем мне признались сотрудницы Музея Ханенко. Установлено, что оба акваманила, экспонируемых сейчас в музее, не средневековые подлинники, а повторения XVIII–XIX в. Уж не знаю, покупал ли их в свое время Ханенко именно как новоделы, или ему впарили их за подлинники? Как бы то ни было, ваять "археологический экспонат" для сквера оказалось солиднее с переяславского оригинала. С тех пор и стоит наш "водолей" на участке сквера между Малой Житомирской и Михайловской улицами.



Он уже успел попасть на множество фотографий, а один из местных банков даже сделал его своей эмблемой ))
Tags: археология, парки, скульптура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments