Михаил Кальницкий (mik_kiev) wrote,
Михаил Кальницкий
mik_kiev

На месте гостиницы «Либідь»

Приведенный ниже фотоснимок из моей коллекции был сделан Михаилом Лившицем, известным киевоведом и журналистом былых времен, в мае 1959 года.



Точка и объект съемки, мягко говоря, не выглядят очевидными. Как выяснилось, именно такой вид имел угол площади Победы и улицы Старовокзальной прежде, чем на этом месте начали строить гостиницу «Либідь».

В точной атрибуции этого фото помог еще один снимок из моей коллекции, примерно того же времени. Случайный, некачественный, но на нем можно различить те же самые сооружения, что и на предыдущем.



А важнее всего то, что для него точка съемки вполне понятна. Справа можно видеть характерный эркер довоенного жилого здания на бульваре Тараса Шевченко, 58.



Очевидно, снимок сделан с одного из балконов пятого этажа дома № 58. В те годы это был не особенно приглядный пейзаж. Однако впоследствии весь фронт нечетной стороны бульвара Тараса Шевченко, выходивший на площадь, был очищен от застройки. Взамен появились новые здания, ставшие яркими приметами своего времени. Мы можем видеть их на многих изображениях – к примеру, на открытке 1970-х годов.



Нетрудно узнать гостиницу «Либідь» и универмаг «Україна».

Что же было на этом месте раньше, до появления снимка Михаила Лившица?

Как известно, нынешняя площадь Победы до 1952 года называлась Галицкой, а существенную часть ее пространства занимал рынок. Поскольку к торговле на нем с момента его создания были допущены евреи, рынок получил известность как Еврейский базар. В 1871 году на рыночной территории начала действовать православная церковь Св. Иоанна Златоуста (см. открытку издания Д.Маркова) – ее называли «Железная церковь» по причине металлического «фахверкового» каркаса и облицовки из металлических листов.



Вокруг площади преобладала малоэтажная застройка, в особенности вдоль нечетной стороны Бибиковского бульвара (теперь бульвар Тараса Шевченко). Дома здесь сплошь использовались для потребностей того же рынка: их занимали магазины, торговые фирмы, мелкие склады или мастерские. Общий вид строений вблизи угла бульвара и Степановской (Старовокзальной) улицы показан на открытке, изданной в 1917 году «контрагентством А. Суворина».



Здесь находился целый ряд небольших усадеб, принадлежавших разнообразным владельцам. Если рассмотреть, для примера, участок непосредственно на углу Бибиковского бульвара, 39 и Степановской улицы, то еще в 1865 году его отвели Флоровскому монастырю для извлечения доходов. Потом, в 1881-м, он был передан в собственность «училищу девиц духовного звания». Долгое время усадьбу арендовала садоводческая фирма Германа Бенедикса и его наследников. В 1907-м здесь же собирались соорудить, опять-таки на условиях аренды, небольшую еврейскую молельню, но вскоре потребность в этом отпала. В конце концов участок перешел к купцу-бакалейщику Михаилу Зюкову…

На подробном плане 1925 года еще видны историческая парцелляция вокруг Галицкой площади и размещение павильонов рынка, образующих вместе с «Железной церковью» характерный треугольник.



Часть площади попала в кадр знаменитого документального кинофильма режиссера Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» (1928 год, разгар нэпа). Справа в кадре – малоэтажные постройки на углу Степановской улицы, сплошь завешенные вывесками.



Как видим, уличная торговля на Евбазе выплеснулась за пределы рыночного треугольника, так что Степановская улица тогда представляла собой сплошную толкучку – вплоть до временного вокзала.

В 1930-е годы «Железную церковь» разобрали, но общая структура площади мало изменилась. Об этом свидетельствует немецкая аэрофотосъемка 26 сентября 1943 года.



Сразу после войны Евбаз еще оставался посещаемым центром купли-продажи. Но затем власти решили устроить здесь более благоустроенную площадь. На снимке конца 1940-х годов из моей коллекции видно, в частности, что треугольник рынка полностью очистили от торговли и превратили в сквер.



Потом здесь решили соорудить здание цирка. Оно показано на перспективном изображении площади Победы 1958 года. Напротив виден запроектированный новый универмаг, посреди площади – монумент в честь объединения украинских земель в составе УССР, а место на углу Старовокзальной улицы собирались превратить в зеленую зону.



На фото из музейного собрания Главкиевгорстроя показано возведение цирка, закончившееся в 1960 году. Стало быть, этот снимок сделан примерно тогда же, что и исходное фото данной публикации.



Здесь на первом плане – трамвайный вагон марки МТВ-82 13-го маршрута, направляющийся в сторону вокзала. Он похож на вагон, показанный на исходном фото. Рельсы в ту пору проходили вдоль улицы Менжинского (Дмитриевской), восточнее цирка, но уже в августе 1959-го трамваи маршрутов № 2, № 9 и № 13 стали ходить по другим рельсам – западнее цирка. До сих пор там сохранилось движение, но уже на маршрутах № 15 и № 18. А вдоль бульвара и в начале нынешнего проспекта Победы еще с 1948 года проходили троллейбусные маршруты.

В 1960-е годы для площади Победы подготовили новые проектные перспективы. О них можно судить по снимкам с макета.





Как видим, движение на площади собирались организовать в трех уровнях (партер площади, пешеходные мостики и продольная эстакада). Старовокзальную улицу вообще перекраивали, поблизости планировали застройку на 8–10 этажей, а место, попавшее на исходный снимок, должны были занять высотный корпус и сквер перед ним. Высотку, судя по макету, намечали этажей на 25.

Однако вскоре для этого объекта – новой киевской гостиницы в системе «Интуриста» – разработали детальный проект. Коллектив архитекторов из КиевЗНИИЭП возглавила Наталья Борисовна Чмутина, выдающийся мастер киевского зодчества.



Среди проектировщиков были также архитекторы А. Анищенко, О. Стукалов, Ю. Чеканюк, инженеры Б. Беднарский, А. Браверман, А. Игнатенко.

Уже на ранней стадии проектирования гостиницы было установлено, что здание будет иметь двухэтажный стилобат, промежуточный этаж и 14-этажный жилой объем.



Строительные работы начались в 1965 году. Подготовить площадку было непросто: близость реки Лыбедь обусловила наличие подземных вод, и для устойчивости железобетонного каркаса пришлось уплотнить грунт 250 сваями. Этот момент запечатлен на фото из музея Главкиевгорстроя.



Тем временем по соседству заканчивалось строительство универмага «Україна», сформировавшего вместе с гостиницей южный фронт площади Победы. Строящееся здание показано на снимке 1965 года из фотоальбома «Київ. 1943–1970».



В 1970 году подошло к концу возведение гостиницы, получившей наименование «Либідь» – по имени сестры летописных основателей Киева, с которой связывают и название реки Лыбедь. Согласно окончательному проекту, на торце высотной части, обращенном к площади, должно было появиться изображение княжны Лыбеди. На фотоснимке с ФБ-страницы «Premier Hotel Lybid» можно рассмотреть закладные конструкции для этого украшения.



Решением Киевского горисполкома от 25 декабря 1970 года № 2331 «Про введення в експлуатацію готелю «Либідь» на площі Перемоги в Радянському р-ні м. Києва», новая гостиница была признана пригодной для заселения. Таким образом, трест № 2 Главкиевгорстроя выполнил годовой план. Высотная часть включала 1- и 2-местные номера, всего на 504 места. На первом этаже стилобата находились вестибюль, бюро обслуживания, кафе и служебные помещения. Второй этаж занимали ресторан, бары и кухня. На третьем (промежуточном) этаже были административные помещения; на этом же уровне, на крыше стилобата, было устроено летнее кафе. На фото 1970-х годов – интерьеры одного из номеров и бара.





Но, как это часто бывало, после подписания акта о приемке здания приходилось устранять недоделки. Вплоть до середины апреля 1971 года еще велись работы по облицовке фасадов, асфальтированию и озеленению прилегающей территории. И лишь во втором квартале того же года, то есть ровно 50 лет назад, свое место занял горельеф из кованой меди «Лыбедь», авторами которого были выдающиеся украинские скульпторы Михаил Грицюк и Юлий Синькевич.



До нынешнего времени гостиница «Либідь» остается заметнейшим сооружением в комплексе площади, хотя реконструкции несколько изменили ее облик. Так, вместо летнего открытого кафе над крышей стилобата был надстроен полный этаж.



И теперь, стало быть, изображению на исходном фото Михаила Лившица 1959 года соответствует нынешний, совершенно иной, ландшафт.



(с) Михаил Кальницкий

Завершая этот материал из истории площади Победы, хотел бы поздравить всех друзей с Днем Победы!
Subscribe

  • обшарпанный окружной город

    Одна из моих любимых серий киевских видовых открыток - фотооткрытки издания Прессфото Киевского фотокомбината (в объединении "Украинфильм"). Они…

  • Ими восхищались киевлянки

    Этот текст – скромный презент дорогим подругам. По случаю Женского дня – про настоящих мужчин! Вслед за предыдущей записью продолжим сегодня…

  • и снова кинозагадка

    На сей раз в качестве гимнастики ума и памяти для любезных френдов предлагаются кадры из удивительного фильма Дзиги Вертова (Дениса Кауфмана)…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments