Михаил Кальницкий (mik_kiev) wrote,
Михаил Кальницкий
mik_kiev

Памятник княгине Ольге – утраченный и возвращенный

Вдогонку к празднованию Дня Киева – воспоминание о центральном событии этого праздника четверть века назад.



25 мая 1996 года, в последнюю субботу месяца, был открыт в новом воплощении киевский монумент, впервые появившийся на свет в сентябре 1911-го.

Из литературы хорошо известно, что памятник святой княгине Ольге, установленный на Михайловской площади перед зданием бывшего Реального училища (Большая Житомирская, 2), стал первым и единственным осуществленным элементом комплексного замысла «Исторического пути» в древней части Киева. Концепция «Исторического пути», предложенная Киевским военно-историческим обществом, предполагала в общей сложности полтора десятка многофигурных скульптурных композиций. В этом контексте было решено, что к изваянию киевской княгини будут примыкать статуи апостола Андрея Первозванного (летописное предание содержит его пророчество об основании нашего города) и славянских первоучителей, святых Кирилла и Мефодия.



Чтобы сделать первый шаг по «Историческому пути», военно-историческое общество объявило конкурс проектов монумента княгини Ольги. Об этом узнал 24-летний киевский скульптор Иван Кавалеридзе, только что вернувшийся после полугодичного обучения в Париже. До срока подачи конкурсных работ оставалось всего четыре дня, однако Иван Петрович не только успел подготовить глиняную модель, но и занял первое место, опередив маститых соперников!


Иван Кавалеридзе в 1911 году

Скульптор представил княгиню воинствующей правительницей. Она стояла в полный рост, обеими руками опираясь на меч.



Но прежде, чем начать реализацию проекта-победителя, его нужно было согласовать с властями предержащими. Главным авторитетом в деле увековечения святых подвижников по праву считали митрополита Киевского и Галицкого Флавиана (Городецкого).



Владыка Флавиан высказал несколько твердых пожеланий, которым генерал-губернатор Федор Трепов придал директивный вес. Меч следовало удалить, в изображении святой княгини предусмотреть наперсный крест, на который она должна была положить правую руку. Автор с большой неохотой внес соответствующие коррективы…



Но нужно сказать, что под конец своей долгой жизни, работая над воспоминаниями, Иван Кавалеридзе пересмотрел отношение к этому эпизоду. Он даже был признателен митрополиту Флавиану, который избавил его от сомнительной чести стать предшественником многочисленных советских изображений Родины-матери с мечом. Впрочем, окончательный вариант фигуры княгини Ольги отчасти сохранил воинственность за счет внутренней динамики образа.

Работы по измененному проекту стартовали 10 (23) мая 1911 года. Их окончание стремились приурочить к приезду в Киев Николая II с семьей, намеченному на конец августа – начало сентября. Времени оставалось крайне мало, собранные средства также были скудны. Не могло быть и речи о воплощении проекта в бронзе или граните. Речь зашла о временном варианте – бетонной модели монумента в натуральную величину. Однако столь откровенно расписываться в своей бедности организаторам тоже не хотелось. Куратор работ, известный скульптор Федор Балавенский, свел Ивана Кавалеридзе с зодчим-новатором Владиславом Городецким. У Владислава Владиславовича на примете были умелые мастера-бетонщики – четыре брата Орленко. Они добавляли в раствор каменную крошку и удачно имитировали гранит или мрамор. Изготовленные с их помощью статуи для монумента княгини Ольги приобрели оттенок, более близкий к белому мрамору, нежели к серому бетону.


Братья Орленко высвобождают отливку статуи княгини Ольги. Июнь 1911 г.

Памятник удалось завершить более-менее в срок (над изваянием апостола Андрея работал давний друг Кавалеридзе Петр Сниткин), но его открытие 4 (17) сентября 1911 года не привлекло особого внимания. Первые полосы всех газет были тогда заняты подробностями покушения 1 сентября в Киевской опере на премьер-министра Петра Столыпина, скончавшегося на следующий день после освящения монумента. Царь не присутствовал на церемонии, хотя его личное пожертвование в 10 тысяч рублей составило львиную долю всего бюджета (на пьедестале сзади сделали надпись: «Дар Государя Императора городу Киеву лета от Р. Х. 1911»).


Открытка с изображением памятника. Снимок, вероятно, сделан в день открытия.

Фон для нового монумента составила стена училища и зелень небольшого сквера. Отличительной особенностью стал не только материал, – то был первый в Киеве памятник, созданный украинским скульптором. Но отношение к нему в обществе и в прессе сложилось скорее негативное, журналисты и искусствоведы состязались в иронических эпитетах… О продолжении «Исторического пути» речь уже не шла.


Памятник княгине Ольге. Оригинальное фото 1910-х гг. из коллекции автора.

Так вышло, что памятник святой Ольге «в полном комплекте» не простоял и десяти лет. Уже в 1919 году большевистские идеологи предали анафеме «идейно чуждые» монументы царского времени. Статую княгини сбросили с пьедестала и разбили на куски. По-видимому, тогда же серьезно повредили скульптуру апостола Андрея, и лишь изображение Кирилла и Мефодия поначалу не тронули.

А в марте 1920 года, по случаю годовщин рождения и смерти Кобзаря, в Киеве (тогда вновь советском) устроили «Шевченковский день». Гвоздем программы стала закладка будущего памятника Тарасу Шевченко, как раз на том месте, которое отводили под аналогичный монумент еще до революции, пока Городская дума не «переиграла» это решение в пользу «Исторического пути».


Фото 1920 г. с ФБ-страницы «Клуб Коренного Киевлянина».

Для пущей убедительности на уцелевшем пьедестале из-под княгини Ольги установили временный бюст Тараса Шевченко работы скульптора Бернарда Кратко. Композиции слева и справа от него задекорировали щитами. На площади под пение «Заповіта» собрался многотысячный митинг с участием красноармейцев и рабочих. Красные вожди выступили с речами. Наверно, всех перещеголял Владимир Затонский, который заявил: «Тарас Шевченко своими революционными стихами, своим великим гневом, скорбью и любовью к трудящимся олицетворяет собой первого украинского большевика, провозгласившего борьбу за освобождение от всякого гнета». Буквы на постаменте «Тарас Шевченко» перекрывали еще различимое посвящение княгине Ольге: «Си первая вниде в царство небесное от Руси».


Фото 1920 г.

Писательница Ольга Форш, к слову, впечатляюще изобразила свержение статуи Ольги и водружение бюста Шевченко в рассказе «Новый памятник» (1939 год), однако документальная достоверность ее текста – под большим сомнением.

Как говорится, «не прошло и полгода» – и бюст Кобзаря покинул чужой пьедестал. Это случилось во время польской оккупации Киева по договоренности с Симоном Петлюрой. Уже после ухода из города польских войск местная газета «Більшовик» поместила материал «Наруга над памятником Тараса Шевченка». Там подчеркивалось: «Коли поляки заняли Київ, то вкупі з петлюрівцем Зайцевим погруддя було знищено». Имелся в виду Павел Зайцев – тогдашний «комісар в справах мистецтва та національної культури», поставленный от УНР. Впрочем, по другим данным, бюст не «знищили», а лишь перенесли в один из близлежащих дворов.

В 1920-е годы скульптор-монументалист Кавалеридзе был нарасхват в УССР, работал над значительными проектами в Харькове, Лохвице, Бахмуте, Полтаве, Сумах, Святогорске… Между тем на Михайловской площади в Киеве стояли бренные остатки памятника княгине Ольге. Многострадальный монумент посчитали «пам’яткою самодержавія».Теперь часто пишут, что его окончательная ликвидация пришлась на 1923 год, но это не вполне точно. На самом деле демонтаж пришелся на февраль – начало марта 1925-го. Об этом свидетельствует киевский журнал «Глобус» (публикация в № 6/1925, за вторую половину марта).




Это фото, очевидно, также следует датировать 1925 г.

Некоторое время перед бывшим Реальным училищем (в котором обосновалась средняя школа № 6) еще сохранялся опустевший скверик.


Фото 1930 г. из коллекции автора.

Много позже появились сведения о том, что на этом зеленом «пятачке» закопали после сноса остатки статуи княгини Ольги, причем голову почему-то схоронили отдельно от корпуса.

Однако после 1934-го, когда бывшую Михайловскую площадь превратили в Правительственную, сквер ликвидировали. Место памятника надолго оказалось под асфальтом; для увековечения Кобзаря больше подошел парк перед университетом.


Фото 1961 г. из коллекции автора.

Много лет история монумента княгини Ольги, апостола Андрея и святых первоучителей славянских интересовала главным образом любителей киевской старины. Но в постсоветской Украине появились предпосылки к возрождению утраченной реликвии.

Конструктивную инициативу в этом вопросе проявил глава исполнительной власти в Киеве Леонид Косаковский. В 1994 году Леонид Григорьевич выиграл первые всеобщие выборы председателя Киевсовета.



Бывшее место монумента было освобождено от асфальта. В августе 1995-го Виктор Харламов и другие археологи обнаружили здесь фундаменты памятника и обломки статуи княгини. Из 17 кусков удалось составить фигуру (она экспонируется теперь в сквере на Андреевском спуске), но голову, к сожалению, так и не нашли.



Тем временем работали скульпторы, художники, архитекторы, камнерезы, накапливались благотворительные взносы. Денег требовалось немало: ведь на сей раз в качестве материала для статуй предпочли каррарский мрамор. По этому случаю группа киевских чиновников получила командировку в Италию, чтобы лично выбрать материал и оценить его качество.

На субботу, 25 мая 1996 года наметили открытие возрожденного монумента. Приглашения были разосланы опять-таки от имени Леонида Косаковского.



На сей раз в тылу пьедестала была уже не одна, а три таблички. На двух из них значились названия двух десятков фирм-спонсоров. Еще на одной были начертаны имена основных участников постройки и воссоздания памятника.



Любопытно сравнить списки причастных за 1911 и 1996 год. Когда рождался и воплощался первоначальный замысел монумента, довольно было двух скульпторов (Кавалеридзе и Сниткина), а также архитектора Валериана Рыкова. Можно еще вдобавок вспомнить о кураторе проекта Федоре Балавенском и бетонщиках братьях Орленко. Когда же зашла речь о создании копии по известным изображениям оригинала, за дело взялись 5 скульпторов, 3 архитектора, 3 археолога, 5 камнерезов, 6 подрядных организаций и еще ряд участников.



Присмотревшись к табличке, можно заметить некоторые странности. Так, в строке «Відтворено в 1995–1996 рр. за ініціативою….» явно не хватает последующих букв. По-видимому, здесь исчезло то ли слово «голови» (с которым вышла бы фраза: «…за ініціативою голови Київської міської Ради….»), то ли конкретно имя Л.Косаковского. А в строке «За участю» сразу же наблюдается широкий пробел. Надо полагать, что на его месте стояло имя «Г. Артюх» (Галина Артюх была заместительницей Леонида Косаковского и тоже всячески поддерживала идею возвращения святой Ольги на Михайловскую площадь). Так уж вышло, что за считанные дни до открытия памятника Леонида Косаковского под предлогом болезни лишили полномочий председателя КГГА, а Галину Артюх вообще сняли с должности. И буквально в ночь перед церемонией, в самых махровых советских традициях, упоминания о «неугодных» инициаторах были удалены.

Речь от города на торжестве открытия произносил первый заместитель Косаковского – Александр Омельченко.



Он ни словом не обмолвился о роли своего прямого руководителя в возрождении исторического монумента. Единственным, кто не забыл упомянуть в своем выступлении имя Леонида Косаковского, оказался поэт Иван Драч.

Чтобы снять покрывала со скульптур, участники открытия разбились на три группы.



С фигур святой Ольги, Кирилла и Мефодия пелена упала быстро. А вот на изваянии апостола Андрея покрывало сперва за что-то зацепилось.



Но и эту задержку вскоре удалось преодолеть. И с тех пор беломраморные фигуры святых опять стали заметным элементом пространства площади.



На ее исторический облик еще больше повлияло восстановление Михайловского Златоверхого собора и колокольни.



Впрочем, с противоположной стороны святая Ольга претерпела «наезд» нового массивного корпуса гостиницы.



Фоновое здание подросло, превратилось в Дипломатическую академию. А сам памятник вот уже 25 лет снова возвышается на Михайловской площади, привлекая к себе неизменный интерес киевлян и туристов.

(с) Михаил Кальницкий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments